Валерий Чкалов: «Эх, еще бы вокруг шарика махнуть…»
2 февраля исполняется 110 лет со дня рождения легендарного летчика Валерия Павловича Чкалова. Хотя он и не был связан с нашей областью, но его имя осталось в истории Оренбуржья. В 1938 году Оренбург был переименован в Чкалов, и носил это имя до 1957 года.
В этом большую роль сыграли перебазированные сюда две летные школы из Ленинграда и Серпухова, в которых учился Валерий Чкалов. Эти учебные заведения стали основой Оренбургского летного училища. Командование училища по праву считало Чкалова своим учеником и на протяжении многих лет учило и воспитывало курсантов на его героическом примере. Знаменитый выпускник училища Юрий Гагарин всегда подчеркивал: «Мы считаем своим долгом быть чкаловцами».
Оставил след в истории Оренбуржья
Рядом со зданием бывшего летного училища в свое время был установлен памятник Чкалову. Монумент воздвигнут 7 ноября 1953 года на высоком берегу Урала. Грубоватое волевое лицо, мощная фигура, гордая посадка головы. Как будто он только вернулся после очередного испытательного полета. Много лет у курсантов существовала традиция: при выпуске из училища к подножию памятника Чкалову класть фуражку с голубым авиационным околышем.
С фамилией Валерия Павловича связан и один из старейших оренбургских вузов. Это медицинский институт, который был открыт в 1944 году и назывался Чкаловским, его имя носил также Оренбургский педагогический институт. Есть в областном центре и улица Чкалова.
А в Нижнем Новгороде установлен не только памятник Чкалову, но и находится знаменитая Чкаловская лестница. Монументы в честь легендарного летчика открыты во многих регионах.
Хочу быть летчиком
Валерий Чкалов был 10-м ребёнком в семье котельщика, поэтому уже с 12 лет был вынужден работать. Тяжелый труд закалил его, и из мальчишки вырос отчаянный и бесстрашный юноша, который целенаправленно, шаг за шагом шёл к своей заветной мечте – подняться в небо.
Валерий уехал в Нижний Новгород и вступил в Красную Армию. Вскоре его направили в авиационный парк, где он работал слесарем по ремонту самолетов в мастерских. Валерий старался изо всех сил, чтобы попасть в летную школу. Он каждый раз подходил к заведующему производством авиапарка и говорил ему: «Товарищ начальник, хочу быть летчиком!».
И его направили в Егорьевскую авиационную авиашколу, которую пилоты между собой в шутку называли «теркой», что обозначало теоретическая школа. В 1924 году Валерий Чкалов поступил в Серпуховскую высшую воздушную школу стрельбы и бомбометания, где попал в группу инструктора высшего пилотажа и воздушного боя на истребителях Михаила Громова.
По воспоминаниям Героя Советского Союза Громова, к нему в группу пришел учиться широкоплечий, грубоватый паренек с необыкновенно волевым выражением лица.
– На земле он, казалось, ничем особенным не выделялся, – писал он о своем ученике. – Но стоило ему подняться в воздух, как опытным наблюдателям бросалась в глаза особая хватка этого человека. Он был создан для того, чтобы летать. Это чувствовалось сразу. В воздухе был хозяином и не знал, что такое сомнение в своих силах. Его отличали быстрота действий и моментальная реакция при любой сложной ситуации. Он неизменно оказывался на первом месте на всех стадиях обучения воздушному бою.
Чкалов разработал и применил 15 фигур высшего пилотажа, точные приемы воздушного боя на малых высотах и на высокой скорости. Всех шокировал его знаменитый пролет под Троицким мостом Петербурга. Чкалов совершил несколько кругов над мостом, затем свечой поднялся вверх, вновь снизился и, едва не задев трубы плывшего по реке буксира, устремился к мосту. Истребитель, подобно ласточке, нырнул под арку моста и, проскочив узкое пространство, стал медленно набирать высоту. Его опыт широко использовался советскими летчиками во время Великой Отечественной войны. Летчик испытал свыше 70 типов самолетов.
Бесстрашные покорители воздушного пространства
Вершиной подвига отважного летчика становятся беспосадочные перелеты по маршруту: «Москва — Петропавловск-на-Камчатке» и «Москва — Северный полюс – Америка». Первый был совершен на самолете «АНТ-25» 20 июля 1936 года. Экипажу в составе Чкалова, Байдукова и Белякова пришлось пройти большое расстояние в облаках, бороться с циклонами, передвигаться над горами Якутии. Летели на высоте 6000 метров. Дышать было трудно, но кислород нужно было беречь для перелета над еще более опасным участком – Охотским морем. Неблагоприятная погода сопровождала летчиков на всем пути. Из-за дождя и тумана видимость была плохой. Самолет обледенел, и летчики решили приземлиться на острове Удд, который впоследствии был переименован в Чкалов.
Второй беспосадочный перелет по маршруту «Москва – Северный полюс – Америка» состоялся через год, 18 июня 1937 года. Самолет летел по неизведанному пространству – над Ледовитым океаном.
– Смотрю за борт, – потом вспоминал Валерий Чкалов, – какая величественная красота, какие льды! Страшновато стало, когда пароотводная труба для радиатора замерзла. Смотрим в бачок, а воды в нем нет. Как выйти из положения? Вылили в бачок чай, кофе, какао и другую жидкость. На этой смеси и долетели… Погода нас заставляла лететь высоко. В общей сложности на высоте пять тысяч метров перемещались сорок часов, а запаса кислорода было только на восемь. От кислородного голодания из носа пошла кровь, пульс повышался до 140 ударов. Можете себе представить, какие трудности испытывал экипаж, летевший 32 часа без кислорода на большой высоте.
Пилот пилотов
Мир с затаенным дыханием следил за фантастическим перелетом трех отважных летчиков, которые в воздухе продержались более 63 часов в тяжелых метеорологических условиях. 23 июня самолет благополучно приземлился на военном аэродроме Ванкувера. Этот тяжелый и длительный маршрут прошел в тесной и холодной кабине самолета.
Один из американцев спросил отважного летчика:
– Вы, наверное, богаты, если сумели организовать такой грандиозный перелет?
– О, да, я богат и очень богат, – ответил герой. – Мои богатства в крупном акционерном обществе.
– Вероятно, это крупная фирма? – не унимались американские дельцы.
– Крупнее и богаче ее нет ничего в мире, – гордо ответил патриот своей страны. – Это Союз Советских Социалистических Республик.
Бесстрашного покорителя воздушного пространства американская пресса назвала «пилотом пилотов», а советское правительство подарило Чкалову автомобиль и самолет.
Героический пример
Чкалов рано ушел из жизни. Он трагически погиб в 34 года при испытании нового истребителя 15 декабря 1938 года. Он знал, что полет не был окончательно подготовлен, но, надеясь, что все обойдется, взлетел. Валерий Павлович после падения жил еще два часа. Последними его словами были: «В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам».
Жизнь Чкалова была короткой, но очень яркой. До конца своих дней он оставался летчиком-испытателем. По воспоминаниям дочери Валерия Павловича, он хорошо пел. Был душой компании во время застолий. Любил рассказывать интересные истории. На все имел свой самобытный взгляд.
Как большой ценитель симфонической музыки, привез из Америки несколько коробок с пластинками Римского-Корсакова, Чайковского, Бетховена, Штрауса и других известных композиторов. Сын нижегородского рабочего, Чкалов был по сути интеллигентом. Он не боялся сказать «не знаю». Просто хватался за книжку и занимался самообразованием. Дочь Ольга, изучая отцовские письма, обратила внимание на его стиль изложения. «Как он правильно формулирует мысли. Это человек не от сохи», – восторженно писала она.
Бесстрашный авиатор проявил себя как талантливый летчик, обладающий исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой. Чкалов был невероятным пилотом, за свою недолгую жизнь летчик был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени. Имя «Валерий Чкалов» носит самолет Ил-96-300.
Летчик-самородок был натурой порывистой, открытой и отличным оратором. Современники Чкалова вспоминают, что от его крупной фигуры богатыря, уверенной речи и приветливой улыбки веяло спокойствием, энергией и силой. Его примечательная черта характера — неуспокоенность. Несмотря на достигнутые результаты, мастер воздушного боя часто повторял: «Эх, еще бы вокруг шарика махнуть…».
Счастлив был великий пилот и в семейной жизни. Валерий Павлович и его супруга Ольга Эразмовна оставили добрый след на земле, пустив крепкие корни. Род Чкаловых продолжили трое детей, четверо внуков, четверо правнуков и одна праправнучка.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ: