«Море в моей жизни – дирижёр»: оренбуржец рассказал о работе на иностранных судах

Не знаем, есть ли в Пономаревском районе Оренбургской области, кроме Юрия Павлова, моряки, которые в настоящее время работают по контракту  с иностранными транспортными компаниями. Наверное, нет.  Да и в целом по области таковых единицы…

А начиналось все спонтанно, с неуверенностью и, в то же время, с большой надеждой. Окончил Пономаревскую среднюю школу, отслужил в армии. Вернувшись  домой, устроился на работу в автотранспортное предприятие.

Будни были обычными,  как у многих сельских парней: работа, общение с друзьями.  И если в разговорах они проявляли интерес к автомобилям,  говорили о мощности двигателя, грузоподъемности, то Юрий  думал о море.  Еще на службе он внимательно слушал рассказы ребят о мореходке, морских глубинах, которые устраивают мореплавателям  порой такой экзамен на выносливость и сообразительность, что адреналин  зашкаливает. 

 И если бы не его целеустремленный характер, продолжал бы  купаться вместе с парнями в Деме. Но однажды ему попалась  газета «Комсомольская правда»,  именно тот номер, где публиковалось объявление о наборе в мореходное училище эстонского города Пярну. Так  газета стала своего рода трамплином в необычное будущее, где дирижером его жизни станет море.

Придя на другой день на работу, рассказал о прочитанном своим друзьям и стал агитировать  поступать в мореходку. Это  романтично — решили они,  и без особых колебаний дали согласие. Однако в итоге родители  отговорили их от дальней поездки, мотивируя тем, что если свяжут они  свою жизнь с морем, оставят  надолго родительский кров. Одни пообещали сыну автомобиль, другие дом построить. Так и свернулась их общая идея.

Однако  Юрий от своей мечты не отступил, да и родители не перечили, видя его огромное желание стать моряком. Он упаковал чемодан,  и в путь.

Город Пярну встретил  чистотой и порядком, абсолютно во всем чувствовалась другая  культура. Благоустроенный, озелененный, он  гостеприимно распахнул свои врата, впустив смелого и настойчивого парня, который приехал сюда за тысячи километров, чтобы черпать знания о судоходстве.

Пока собирался в дорогу, практически завершился набор. Пришлось уговаривать руководство училища зачислить его. Высокому, крепкого телосложения парню не отказали.

Незаметно пролетели годы учебы. На руках диплом механика. Молодого специалиста  направляют  в Дальневосточное  пароходство.  Так началась его насыщенная интересными событиями жизнь, поскольку куда  только не ходили  торговые суда, которые он обслуживал — в США, Южную Америку,  Африку, Европу. Заходя в порты, моряки отправлялись в город,  знакомились с его достопримечательностями, получая массу впечатлений от увиденной экзотики.

Постепенно накапливался опыт. Однако для того, чтобы стать высококлассным специалистом, докой  в своем деле, требовался диплом вуза. И Юрий поступает на заочное отделение Дальневосточного института коммуникаций, после окончания которого получает специальность механика судовых и энергетических установок.

Заключался один контракт за другим. Наш земляк  добросовестно относился к своим обязанностям, за что пользовался  авторитетом среди товарищей и руководства пароходства. Но не хватало другого контракта — личного. Во Владивостоке Юрий встречает Светлану — симпатичную девушку. После нескольких месяцев общения обоим стало понятно, что  они нашли вторую половинку. И в 1988 году сыграли свадьбу.

Жизнь вошла в привычную колею. В семье появлялись дети. Более 10 лет было отдано отечественному пароходству. А  это время набирала обороты интеграция мировой экономики, которая соединяла самые отдаленные уголки планеты в единый рынок. И этому способствовало развитие мировой  морской транспортной системы, пусть и маленькой, но частью которой становится Юрий Александрович, решив  в 2000 году уйти из отечественного пароходства. На тот момент и  российское судостроение  начало сворачиваться, и заработанная плата была в разы меньше той, что получали иностранные моряки.

Он заключает  контракты с греческой линейной компанией, затем с японской.  Однако  рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. И  с 2008 года  в качестве второго механика  обслуживает контейнеровозы немецкой транспортной компании,  офис которой находится в Гамбурге.

Безусловно,  хорошую зарплату владельцы частных компаний просто так не платят. Нагрузка большая,  число экипажа — оптимальное. Согласно условиям  контракта,  обязательна  взаимозаменяемость. Одним словом, времени для отдыха практически нет. А если еще планируется заход в порт, только успевай поворачивайся…

Посмотришь на фото сухогруза, его техническую оснащенность, тоннаж и думаешь: как можно человеку держать в узде  такую махину, длина которой  в среднем 300 метров и ширина 40.  Какая  инженерная мысль  должна витать в голове, насколько  быстро нужно реагировать на возможный сбой в работе судна?

Понятно, что судоходство эволюционировало. На начальном этапе была простая лодка-долбленка, затем челн и т.д. От пара перешли на  мощные дизельные двигатели. Многие операции выполняет электроника. Однако без человека никуда. Функционал Юрия Александровича расписан по минутам. Вахта с семи утра до семи вечера. Его главная задача — бесперебойная работа двигателя судна, всех механизмов и систем. Механик-эксплуатационник несет ежеминутную ответственность и за безопасность людей, а также  груза на миллионы долларов, который нужно доставить «из рук в руки». Поэтому сегодня для перевозки строительного материала,   электронной техники, одежды и т.д. используются контейнеры.

Необходимо  также проводить профилактическую работу, в случае поломок оперативно устранять их. Вести постоянный   контроль за  состоянием матбазы, оформлять   заявки   на необходимые запчасти, проводить опреснение  воды специальной системой, которая должна соответствовать санправилам. Якорно-швартовые устройства,   бытовая  техника и многое другое на совести механика.

При всем этом наборе обязательно знание правил охраны труда, пожарной безопасности, водного инструктажа.  Перед заключением каждого контракта курсы повышения квалификации  с вручением соответствующего сертификата.  А поскольку экипажи интернациональные (порой он один русский), Юрий Александрович  в совершенстве владеет английским языком,  который освоил самостоятельно.

Кстати, о пожаре. Это чрезвычайное происшествие на любом корабле. Не ликвидируешь очаг — погибнут и люди, и судно.

— За мою практику, — говорит собеседник,-  случались два пожара в машинном отделении. Температура  под 70 градусов. Успеваешь только тревожную кнопку нажать для того, чтобы инертный газ перекрыл путь огню. Однажды всю ночь тушили плотный пожар, потом  еще на берегу не один час вели восстановительные работы. Такие ситуации всем в минус, ущерб двусторонний. Здесь не только бонусы не получишь от работодателя, могут просто высадить на берег…

 

По шесть месяцев Юрий Александрович находится в море. Скучает по дому. Сегодня, когда есть интернет, можно каждый день поддерживать связь с родными. А раньше только письма передавал с коллегами. Порой по 9-11 месяцев находился в плавании, чтобы заработать деньги на покупку дома в Пономаревке, дать образование детям, приобрести автомобиль. Все это — жизненная необходимость. И ко всему этому с пониманием относится   Светлана. Более того, она словно его агент, оказывает помощь в выборе работодателя. Оба обсуждают приоритеты — мощность и марку двигателя контейнеровоза, тоннаж, срок эксплуатации судна, интересуются,  кто его капитан. Конечно, он сам давно  не новичок в судоходстве и окончательное решение принимать ему. Но приятно, когда супруга не стоит в стороне от важного дела, разделяет его позицию. 

Уже два месяца Юрий Александрович дома. С семьей отдыхали в курортных местах.  Но ему уже поступают  предложения  от немецкой линейной компании.  Высококлассного,  востребованного специалиста,  с безупречным  резюме  готовы встретить в любое время.  И на один из звонков он ответил положительно. Несколько дней находился на учебе в Санкт-Петербурге. Выбрал этот город не случайно. Там живет  старший  сын Александр.  Он окончил то же самое училище, что и отец, служит по контракту на  военно-морском флоте. А это самая высокая награда для Юрия Александровича — видеть в сыне продолжателя любимого дела, которое зовется море.

Фото из семейного архива