Бизнес в бочке: как живется Орску с 40 нелегальными АЗС

Центральная кольцевая дорога на выезде из Орска Оренбургской области. На обочине припаркован старенький ЗИЛ с бочкой – машина по типу ассенизаторской, на борту табличка с ценой литра 92-го бензина.

Потребитель выигрывает рубля 2-3 на разнице цен пиратских и легальных АЗС. Пока автолюбители возмущаются быстро растущими ценами на топливо, предприимчивые бизнесмены открывают точки розлива бензина а-ля «от нашего завода».

Но сейчас на бочках мало кто ездит по дорогам и предлагает бензин по дешевке. А зачем, если можно открыть стационарную точку, прикормить клиентов и работать, не платя налогов и не заботясь о благоустройстве и соблюдении норм? По неофициальным данным, в Орске за последние 2 года открылось порядка 40 «серых» заправок. Зачастую они находятся в непосредственной близости от жилых многоэтажек, располагаются на автостоянках. Назовем только ряд адресов: ул. Вяземская, 45а, ул. Осиновская, 9, ул. Крайняя, 44, ул. Азовская, 2а, Вокзальное шоссе, 24, ул. Ялтинская, 101а, ул. Морозова, 2а, ул. Тобольская, 14, ул. Островского, 36, ул. Союзная, 2, ул. Огнеупорная, 23 и т. д. По локации адресов нахождения нелегальных АЗС можно твердо утверждать, что это проблема не отдельного района Орска…

Некоторые из несанкционированных заправок представляют собой цистерны, при эксплуатации которых в принципе не соблюдаются меры противопожарной безопасности. Нередко в районе этих АЗС можно обнаружить лужицы бензина, а то и метровые бензиновые пятна. Это не только наносит вред окружающей среде, но и чревато непредсказуемыми трагическими последствиями.

В один далеко не прекрасный день может произойти взрыв или крупный пожар. И тогда Орск вновь прогремит на всех телеканалах, полетят головы виновных, «стрелочников» и абсолютно не виновных сограждан. В этом случае наводить порядок в бензиновом мире Орска будет поздно. Возникает закономерный вопрос: как это вообще стало возможным? Неужели уроки Перми с пожаром в «Хромой лошади», унесшим десятки жизней, или Иркутска с массовым отравлением псевдобоярышником не служат для всех нас и особенно для властей города и контрольно-надзорных органов грозным предупреждением?

По мнению автомобилистов большинстве городов Оренбуржья нелегальных заправок просто нет. Что с Орском не так? Почему город оказался впереди по числу предприимчивых заправщиков и бездействующих контролеров?

К слову сказать, деятельность пиратских АЗС подпадает под статью 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Грозит штрафом до 300 тысяч рублей или лишением свободы до 10 лет, если последует смерть двух и более лиц.

Куда смотрят блюстители закона?

Горожане не молчат – поток жалоб поступает в органы муниципальной власти, прокуратуру, полицию, МЧС. Люди в первую очередь беспокоятся за здоровье и жизнь своих близких, которые живут рядом с такими «серыми» заправками, ходят в школу и в садик, в магазин и на работу.

– Нам абсолютно все равно, какого качества реализуется бензин, – в один голос заявили горожане, которые проживают в непосредственной близости от несанкционированных АЗС в Октябрьском и Советском районах Орска. – Об этом пусть беспокоятся те, кто там заправляет свой автотранспорт. Нам без разницы, был ли оплачен акциз за топливо и откуда оно приходит в Орск, поступают ли налоги в госказну за подобную торговлю, каково целевое назначение той земли, где ютятся эти АЗС. Это проблемы властей. Мы обеспокоены только одним – собственной безопасностью. На заправках, рядом с которыми нам приходится жить, не соблюдаются элементарные меры противопожарной безопасности. Погибать ради прибыли людей из этого бензинового бизнеса мы не собираемся. Хозяева АЗС игнорируют наши законные права и интересы. На нас, похоже, наплевать всем! Судя по всему, всем правит его величество рубль!

Бочку подогнал и разливай?

В официальном документе, подписанном руководителем МУ МВД России «Орское» отмечается, что в связи с обращением граждан проводилась проверка, в ходе которой выяснилось: индивидуальный предприниматель М. использовал земельный участок по улице Вяземского, 45а, на основании аренды у гражданина А. Сказано и то, что «деятельность по реализации бензина на данной АЗС не подлежит лицензированию в связи с тем, что АЗС с количеством нефтепродуктов менее 1 000 тонн, согласно приложению № 2 Федерального Закона от 21.07.1997 г. № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», не относится к опасным производственным объектам 1, 2 и 3 классов опасности, соответственно, требование Федерального Закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ… о необходимости наличия лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожаро-опасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности на АЗС, расположенной по адресу: Орск, ул. Вяземская, 45а, не распространяется». В связи с этим было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении гражданина М. за отсутствием состава преступления.

Вроде, все объяснено строго по закону. Но!

– Одна железнодорожная бочка – это 56 тонн бензина, – прокомментировал руководитель легальной АЗС. – 1 000 тонн, следовательно, это больше 17 железнодорожных цистерн. Так это уже не заправка, а целая нефтебаза! На стандартной АЗС хранится порядка четырех цистерн по 30-40 тонн топлива, а бывает и две по 25. Если исходить из вышеуказанного документа, то в Орске ни одна заправка не обязана получать лицензию.

Кроме того, в документе ни слова не сказано про наличие или отсутствие технической документации и выполнение на этом объекте всех норм СП 156.13130. 2014 г. «Станции автомобильные заправочные», жестких требований пожарной безопасности, а также СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Отделался легким испугом

Было бы неправильно говорить, что контрольно-надзорные органы в Орске от проблемы устранились. Периодически проводятся проверки по осуществлению надзорной деятельности за работой АЗС, ПАЗС и АГЗС, в том числе и нелегальных. Индивидуальным предпринимателям назначаются административные наказания от штрафов от 10 тысяч рублей до приостановления деятельности в виде оптовой и розничной торговли топливом до 90 суток (штраф для них, вероятно, смехотворный, а деятельность этих точек и не прекращается).

Лишь однажды была применена уголовная ответственность судом Советского района Орска. По информации пресс-службы суда, за полтора года существования нелегальных заправок этого предпринимателя доход от их работы составил более 41,5 млн рублей, а оштрафовали владельца на 350 тысяч.

Приняли требование «не кошмарить»

Почему у контрольно-надзорных органов столь различный подход к владельцам несанкционированных АЗС? Думается, силовым структурам не хватает «законной жесткости» при принятии мер по прекращению на территории Орска деятельности владельцев нелегальных заправок. Видимо, они с большим вниманием и пониманием относятся к требованию президента России В.В. Путина «не кошмарить мелкий бизнес». Но в высказывании президента РФ не сказано об отмене законодательства при ведении любого бизнеса. И на местах ответственным государственным лицам надо обязательно при этом учитывать и жизненные интересы других жителей, которые в силу обстоятельств оказались поблизости от взрывоопасных точек.

За примерами далеко ходить не стоит. В июле 2016 года в Бузулуке произошел взрыв на автозаправочной станции в здании операторской. Пострадала оператор АЗС. И это произошло на официальной автозаправке! А насколько компетентны и обучены ли операторы на несанкционированных АЗС?

Бизнес бизнесу рознь

Представители официальных АЗС города прямо заявили: они не против здоровой конкуренции, уменьшения стоимости розничной цены на топливо – при условии, что все будут работать в равных условиях. Но от количества пиратских АЗС все в шоке. Никто не поймет, на каком основании работают бензиновые нелегалы.

– Года три назад по городу было две-три таких АЗС, на которых заправляли ржавые машины, – заметил руководитель легальной АЗС. – Таким автомобилистам свои машины не жалко – лишь бы сэкономить трешку. Сейчас у нас на каждую зарегистрированную заправку минимум по одной «серой». Непонятно, почему на них нет управы? Почему и как они вообще годами работают без ККМ, проектных, эксплуатационных документов, экологических экспертиз и норм пожарной безопасности?

Сложно не согласиться, особенно когда речь идет об угрозе жизни и здоровью. Никто не желает дышать бензиновыми парами или оказаться в эпицентре возможного взрыва (при самом трагическом повороте событий).