Хоккеисту Вячеславу Войнову грозит тюремный срок и депортация из США
Минули сутки с момента ареста российского защитника «Лос-Анджелес Кингз» Вячеслава Войнова. Пора подвести первые неутешительные итоги.
За что задержан и что вменяют в вину
Вечером воскресенья, 19 октября, соседи четы Войновых обратились в полицию с заявлением о том, что из дома хоккеиста в респектабельном районе Лос-Анджелеса Редондо Бич раздаются характерные звуки ссоры, перешедшей в стадию крушения мебели и битья посуды. Наряд полиции в самом доме никого не застал. Развитие ситуация получила двумя часами позднее, когда из приёмного покоя местной клиники позвонили в отделение полиции. Понятно, что информация о любом пациенте, доставленном в больницу со следами насилия, немедленно передаётся властям. Прибывшие в клинику полицейские сочли исходные данные достаточно убедительными для того, чтобы арестовать спортсмена.
«Из отдела полиции Торренса по поводу женщины, которая находится в больнице с травмами, требующими внимания правоохранительных органов. Эти травмы, возможно, стали результатом преступления, которое было совершено в Редондо Бич. В больнице полицейские смогли опросить жертву и определили, что акт домашнего насилия действительно имел место. Подозреваемый также находился в это время в больнице и был отправлен в участок», — говорится в официальном заявлении полицейского отделения Редондо Бич.
Вячеслав был арестован в соответствии с разделом 273,5 Калифорнийского уголовного кодекса за «умышленное нанесение телесных повреждений». Телесные повреждения должны быть нанесены насильственными методами и включают в себя переломы, сотрясение головного мозга, вывихи, ушибы и следы удушения. По понятным причинам, степень тяжести травм пострадавшей не раскрывается. Но сообщается, что после оказания первой медицинской помощи супруга хоккеиста лечебное учреждение покинула и отправилась домой. Утром за Войнова внесли залог в размере 50 000 долларов [для примера, Семён Варламов годом ранее вносил 5000], и он покинул стены полицейского отделения. По статье, которую инкриминируют Вячеславу, предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до четырёх лет с отбытием наказания в государственной тюрьме. Если суд сможет установить дополнительные факты проявления насилия со стороны россиянина, срок увеличится до пяти лет. Минимальный срок наказания – один год в тюрьме графства и денежный штраф.
НХЛ и клуб от игрока открестились
Все мы помним прошлогодний инцидент с Семёном Варламовым. Тогда и «Колорадо Эвеланш», и лига повели себя в отношении голкипера в соответствии с общепринятым юридическим принципом презумпции невиновности. И уже на следующий вечер после освобождения под залог Семён играл в хоккей. В случае с Войновым ситуация оказалась в разы сложнее. На него наложена дисквалификация, которая завершится никак не ранее окончания уголовного расследования.
В офисе лиги пояснили, что поступают в рамках коллективного соглашения, которое говорит следующее: «Лига может отстранить игрока до окончания официального рассмотрения дела в том случае, если есть опасения, что действия лица несут в себе существенный риск причинения материального вреда законным интересам и/или репутации лиги».
Профсоюз в смятении
По-хорошему, первыми в данной ситуации должны были возмутиться представители профсоюза игроков НХЛ. Ведь с юридической точки зрения нахождение игрока под следствием само по себе не может нанести вред репутации лиги. И та же презумпция невиновности гласит, что до вынесения законного решения суда лицо считается невиновным в совершении инкриминируемого ему преступления. И представители профсоюза провели ряд консультаций с представителями лиги. Позиция организации, которая должна защищать игроков, понятна. Но вот в офисе лиги понимания они не нашли.
А обеспокоенность профсоюза понятна. Ведь так можно дойти до абсурда, когда в отношении условного Сидни Кросби или Александра Овечкина будут выдвинуты любые обвинения и перед ответственными матчами «Питтсбург» или «Вашингтон» останется без своего лидера. К тому же брошенная любовница или жена будет иметь сильный рычаг воздействия на любого хоккеиста и давления на клуб. В профсоюзе не хотели бы этого допустить. Но одно дело хотеть, а другое – смочь.
Фактор Райса
Можно было бы порассуждать о том, насколько лига ведёт себя непоследовательно. Ведь Варламова, как мы уже упоминали, никто не дисквалифицировал. Он играл себе спокойно до того момента, пока с него не сняли обвинения. А затем ещё и на Олимпиаду поехал. Почему же всё так жёстко в ситуации с Войновым? Ответ лежит на поверхности. После вскрытия всех нелицеприятных подробностей инцидента, в котором участвовал звезда НФЛ Рэй Райс, к фактам насилия в семье со стороны профессиональных спортсменов резко пересмотрено отношение.
Главным её последствием стало чётко сформировавшееся общественное мнение на этот счёт. Когда с резким осуждением действий всеобщего любимца и кумира сотен тысяч мальчишек выступают не просто актёры, коллеги и политики, но и президент страны, это значит многое. И Вячеслав попал обществу под горячую руку. И не стоит тут говорить о каких-то заговорах, политической ситуации в мире и прочем. Райс играл концовку сезона в НФЛ и избежал сурового наказания. А затем появилось видео самого удара левой в челюсть. Огромный атлет легко и непринуждённо вырубил женщину, мать своего ребёнка. И теперь ассоциаций с тем событием не избежать.
Юристы лиги выразили готовность бодаться на эту тему с кем угодно – от профсоюза до адвокатов самого хоккеиста. И они полагают, что смогут доказать, что нахождение Войнова на льду в то время, пока следствие не установило все обстоятельства происшествия, а суд не дал им юридическую оценку, будет вредить репутации лиги. И вряд ли профсоюз пустится в эти разбирательства. В любом случае практически неубиваемыми выглядят аргументы о том, что общий эмоциональный фон в американском обществе сейчас таков, что лучше не злить общественность. В конце концов, это может пойти во вред самому Вячеславу… Что же касается самого Войнова, то ему сейчас следует озаботиться не судебными тяжбами с лигой, а защитой от уголовного преследования. Тем более что заработок на время дисквалификации за ним останется.
Возможные последствия
Есть ещё одно существенное отличие ситуаций Варламова и Войнова. В Калифорнии домашнее насилие считается не только преступлением против личности, но и преступлением против государства. И если в первом случае можно было бы договориться, что потерпевший заберёт заявление или откажется от данных показаний, то во втором случае этот номер уже не пройдёт. Преступление против государства будет расследовано и доведено до суда вне зависимости от того, что по этому поводу думает потерпевший. Это в разы осложняет работу защиты. Тем более что потерпевшего в данном случае могут просто вынудить дать показания.
О том, какие санкции предусмотрены за преступление, в котором обвиняют Вячеслава, мы уже писали. И что светит при самом печальном раскладе, понимаем. Но никому не хочется верить в то, что этот расклад случится. Как бы там ни было, чтобы рассчитывать на продолжение своей карьеры в НХЛ, Войнову нужно доказать свою невиновность либо добиться прекращения дела по любому из реабилитирующих его обстоятельств. В противном случае его ждёт депортация. В США существует законодательная практика, которая предусматривает выдворение из страны иностранцев, уличённых в преступлениях, связанных с насилием в семье, для лиц, не являющихся гражданами США. В соответствии с законом об иммиграции и гражданстве лицо должно быть подвергнуто процедуре депортации. Если будет дан реальный срок, то после отбытия наказания.
Родина
Очень, повторимся, не хочется для Вячеслава самого грустного сценария событий. Этот парень прошёл слишком тяжёлый и длинный путь, чтобы его вот так запросто с этого пути сбили. В возрасте 18 лет он уехал из родного Челябинска в Лос-Анджелес, который выбрал его под общим 32-м номером на драфте-2008. После этого он на протяжении трёх лет доказывал свою состоятельность в фарме «королей», клубе АХЛ «Манчестер Монархс». В сезоне-2011/12 его подняли в главную команду, и в первый же свой сезон в НХЛ он завоевал Кубок Стэнли. А спустя два года поднял над головой главный клубный трофей мира во второй раз. И сейчас у 24-летнего уральского парня карьера лишь набирает ход.
Официальные лица в России пока воздерживаются от разбора деталей. Они попросту неизвестны. Звучат заверения в том, что в ФХР за ситуацией внимательно следят и парню готовы оказать и моральную, и юридическую поддержку. Генеральное консульство России в США уже собирается выслать своего представителя, который бы находился с Вячеславом и следил за соблюдением его прав и законности действий со стороны властей США.