В День родной школы оренбуржцы поделились воспоминаниями о детстве
Первый класс: букет учителю больше головы, рюкзак больше ученика. Галочки, кружочки, пропись, кляксы, первые оценки – через несколько лет и «двойка» не будет смертельна. Субботники, горы домашних заданий, дружба, любовь, экзамены… И вот уже он, выпускной, порог взрослой жизни, и светлая тоска по «годам чудесным». В День родной школы RIA56 публикует школьные фотографии и рассказы известных оренбуржцев.
Школьные фото, сделанные до тотального распространения телефонов, стали практически раритетом. Некоторые, чёрно-белые, хранятся в альбомах – а они, в свою очередь, могут быть у родителей – а некоторые стоят в рамке и напоминают о детстве.
… можно ли узнать в этой светлой девочке с большими глазами будущего начальника управления образования Оренбурга Нину Гордееву? Она пошла в первый класс школы №4 села Беловодское (Киргизия, Московский район) в 1974 году.
Салим Чолоян, главный врач детской городской клинической больницы:
— Самое яркое и трогательно школьное воспоминание – это принятие в пионеры, кажется, в 3 или 4 классе. В день рождения Ленина нас, октябрят, повезли в парк – всё происходило в Тбилиси – к памятнику Владимиру Ильичу. Было очень торжественно. И все мы тогда учились завязывать галстук, ходили в нём каждый день. Такой вот приятный атрибут… А в 14 лет стал комсомольцем.
Мы с семьёй переехали в Оренбургскую область, и половину времени жили либо здесь, либо в Грузии. В первый класс я пошёл в школу № 86, что в Тбилиси, а окончил школу № 2 в Саракташе, учился в ней в 4, 6, 8 классах. Был хорошистом…
А школу нужно благодарить, обязательно. Хотя бы за то, что дала фундамент.
Рамиль Рахматуллин, учёный, создатель биокожи:
— С 1 по 11 класс я учился в общеобразовательной школе №4 военного городка Чебаркуля, расположенного на берегу того самого озера, куда упал известный «чебаркульский метеорит». В то время ничего не падало с неба, но энергетика тех мест была особенная и отражалась на школьной жизни. Помню, учителя кроме своих предметов активно проводили факультативы, устраивали массу ярких познавательных и спортивных мероприятий.
С 4 по 11 классным руководителем и учителем биологии была моя мама – Рахматуллина Салима Сарбаловна. Именно она заинтересовала меня биотехнологической наукой и заразила огромным желанием изобрести капсулу «вечной жизни». Пока получилось только с биокожей, но я очень стараюсь.
Денис Насаев, фотограф:
— В начальных классах у меня был друг — Антон Калугин. И вот однажды летом, классе эдак в третьем, мои родители решили отвезти нам в Крым. И моего друга взяли с собой. Пацанячьему счастью не было предела! Еще помню, как подрался из-за порванного пионерского галстука, и как учительница русского языка и литературы называла меня «мешком с дустом». Потом, правда, меняла гнев на милость, и сообщала всем, что «Насаев сто солнц стоит».
Никита Козлов, капитал волейбольной команды «Нефтяник»:
— Школьные годы у меня, как и у многих ребят, были одними из самых ярких и счастливых. Конечно, примерным поведением и блестящими достижениями в учебе я не отличался, зато с класса 5-6 в моих голове и сердце поселилась любовь к волейболу. Я начал вносить вклад в спортивные достижения школы. Соревнования, турниры, сборы – редко что проходило без моего участия.
Было много веселых моментов, такой насыщенной жизни я обязан и одноклассникам (желаю всем и каждому семейного счастья), и учителям (им – здоровья, здоровья и ещё раз здоровья, спасибо за терпение и труд!), и моим родителям, которые не помешали мне стать тем, кем я мечтал. Это очень важно – поддержка и ориентация на желания человека, пуская и совсем маленького. Став отцом, я понимаю это как никто другой.
Здорово, что есть дни, когда можно собраться и пробежаться по «волнам памяти». Хочется передать привет моей школе и всем её составляющим и выпросить у жизни возможности как-нибудь поучаствовать в одной из таких встреч.
на фото: Никита Козлов с мамой
Максим Меденюк, актёр драматического театра им. М. Горького:
— В 10 классе в школе готовилась литературно-музыкальная композиция на тему «Иван Тургенев и Полина Виардо», в которой основное участие принимали ребята из параллельного «А» класса. Они делали все: пели, танцевали, подбирали музыкальное сопровождение, читали стихи и отрывки из произведений, разыгрывали сценки из жизни знаменитого писателя и великой певицы. По необъяснимым причинам они не смогли в своем классе найти ведущих и попросили меня и мою одноклассницу (а мы учились в «Б» классе) помочь им в проведении этого мероприятия. На первой читке сценария школьный библиотекарь внимательно слушала нас, и когда мы дочитали до конца, она сначала долго молчала, будто бы что-то обдумывая, потом посмотрела на меня и сказала: «Тебе надо обязательно работать на радио…»
Я же до сих пор помню свои первые ощущения на сцене! От страха перед большой аудиторией во рту пересохло, сердце бешенно стучало, ноги тряслись так, что, казалось, все только и видят мои колышущиеся штанины брюк. Но мы с поставленным задачами справились на отлично. И именно с этого мероприятия началась моя деятельность в качестве ведущего.
Алекс Долль, художник:
— У каждого в жизни есть свои "университеты", таковым для меня стала школа. Средняя, общеобразовательная — школа в Оренбурге. Школа Оренбурга. Я так часто повторяю город лишь потому, что в очередной раз хочу признаться ему в любви!
Школой для меня стало не сколько здание, куда я приходил в свободное от работы в Никольском Кафедральном Соборе время, сколько атмосфера и люди, учившие школе жизни. Уроки смелости, выдерджки, терпения давал учитель немецкого языка, в дальнейшем ставшего для меня основополагающим. Так же вспоминаю учителей биологии и русского языка в литературу — в неё я был страшно влюблен и каждый день провожал её до дома.
Злым роком для меня была женщина, рассказывающая историю искусства, — она меня на дух не переносила.
Школьное время было уникальным, светлым и беззаботным, не зря в цереви говорят о безгреховности и чистоте детской души. В то время мы наслаждалисб жизнью, гуляли днями напролет, с весельем ломали руки, делая сальто с очередного гаража зимой, приземляясь на вновь выпавший снег, — я сам два раза ходил с гипсом. Нас тогда не заботили возможные последствия, да, это было глупо, но очень весело!
Во времена моего дества у большинства детей не было ни компьютеров, ни ноутбуков, даже телефоны были редкостью, а что такое интернет, я узнал в 16 лет. Поэтому школьные года — как поется в той замечательной, песне не повторяюся никогда" — мы я провел очень насыщенно и реально. И школьная любовь, и косички, и редкие драки, и изредка не выученные уроки — это счастье!
Но не у всех школьные годы были спокойными и счастливыми — кто-то учился в военное время.
Александр Папыкин, Заслуженный артист РФ (из воспоминаний «Мы из “роковых-сороковых”», альманах «Гостиный Двор»):
— В сорок втором году я пошёл в школу-семилетку. Скоро выучился читать. Меня дома потом часто заставляли читать вслух, не знаю, то ли для проверки, то ли для интереса. Помню, читал им осенним тёмным вечером при коптилке «Вия» Гоголя. Все, затихнув, слушали. Но, когда я дошёл до того места, где мёртвая панночка встала из гроба, и гроб начал летать по церкви, первой не выдержала бабушка, она была к тому же набожной: «Ну тя, Шурка, не читай!» Жуть охватила всех, мы вышли из избы и долго в потёмках сидели на крыльце…
Ребятишки с 3-го класса на заготовку подсолнухов ходили. Так же нам приходилось собирать и колоски по осени в сентябре, когда начинался учебный год. Собирали целый день. На поле для нас привозили на лошади бочку с водой. В обед угощали ломтём чёрного хлеба, посыпанного сахаром. «Кладбищенской земляники вкуснее и слаще нет…» — читая эти строки, я вспоминаю всегда этот кусок хлеба с сахаром, политый холодной водой. Вкуснее и слаще я ничего не ел. А тогда, вырывая стебли подсолнуха из-под снега, об этом пиршестве приходилось только мечтать. Накрячив (словцо из того времени) несколько вязанок тонких стеблей со снегом и льдом, проваливаясь по пояс в сугробы, мы волокли санки с поля по бездорожью к накатанному большаку. Дальше они катились веселее. Но эти походы были до болезни матери. Потом, с каждым военным годом, становилось всё холоднее и голоднее…
Детям войны рано пришлось плечом к плечу работать вместе со взрослыми, а зачастую и подменять их. На заводах их ставили на ящики перед станком, чтобы они могли дотянуться до рычагов управления, а в селе по весне сажали и пропалывали картошку, потом её собирали и на тачке или в мешках «на себе» тащили домой и пересыпали в погреб…
А дальше школа, последняя зима войны, май. Из района пришла телефонограмма – конец войне! Плачущие и плящущие бабы у высокого крыльца клуба. У сверстников стали приходить с войны отцы. Всплески гармошек. Празднуют возвращение, но праздники кончаются скоро. Послевоенные неурожаи и опять голод. Но мы упорно учились. Новогодние праздники в школе. Скудные подарки. Помадки в газетном кульке, что на всю жизнь так и остались несравнимо сладкими. Бумажные украшения ёлки. Учителей мужчин в школе не было, поэтому Дед Мороз с ватной на ниточках бородой – классная руководительница Александра Георгиевна Толстоногова… В военные годы началась и моя актёрская жизнь. Я играл врача, соседка по парте Рая Красавцева – маму, у которой заболела дочка. Второй класс. Рост врача метр с кепкой. Халатом послужила отцовская нательная рубашка, вывернутая наоборот…
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ: