«Бизнес» на благотворительности: оренбургский фонд развернул борьбу с мошенниками

Оренбургский благотворительный фонд «Наши дети» начал борьбу с мошенникам, которые спекулируют на чужой беде и от чужого имени собирают деньги на помощь больным детям. В областном центре в крупных сетевых магазинах и торговых комплексах стали появляться якобы волонтеры, которые собирали средства от имени оренбургского фонда.

Первый такой случай активисты фонда выявили в феврале этого года. В одном из магазинов Оренбурга ходили волонтеры с ящиками для пожертвований, на которых были наклеены листовки фонда «Наши дети». Разумеется, организация никакого отношения к данным акциям не имела. Удалось выяснить, что волонтеры на самом деле являются обычными промоутерами, которые за деньги собирают пожертвования для посторонних организаций.

Засланные «казачки»

Вслед за лже-волонтерами в Оренбурге появились представители фондов из других регионов, в частности Ижевска и Самары. Механизм тот же – промоутеры прогуливаются в крупных торговых комплексах с ящиками для пожертвований и с фотографиями больных детей. Причем нередко случалось так, что у добросердечных оренбуржцев представители удмуртского фонда просили помощи для ребенка из Саратова.

При этом на листовках просящих указан официальный юридический адрес реально зарегистрированного благотворительного фонда. Трагические истории детей на фотографиях и их недуги также не были вымышленными.

Собственное расследование

Руководитель фонда «Наши дети» Наталья Толмачева вместе с волонтерами провели собственное расследование. Им удалость выяснить, что зарегистрированные в соседних регионах фонды, заключают договоры с родителями детей, которым нужно помощь, только вот о количестве сбора средств не отчитываются и помощь не перечисляют.

У большинства таких фирм имеются сайты в сети Интернет, но связаться с ними невозможно – ни контактов, ни адресов, только номера электронных кошельков вместо банковских реквизитов. Такие фонды редко публикуют отчетность или вовсе ее не обнародуют, в просьбах о помощи не указывают адреса и прочие важные детали. Никакой обратной связи.

Активистам оренбургского фонда «Наши дети» даже удалось изловить одного из лже-волонтеров. Разумеется, никакой информацией промоутеры не владеют, встречаются с заказчиком на нейтральной территории для получения инструкций и расчета.

Наказать сложно, точнее невозможно

Правовых рычагов воздействия на деятельность таких фондов нет. Попросту в законе не прописаны ни порядок ведения подобной благотворительной деятельности, ни механизм передачи пожертвований.

Оренбургские благотворители решили объединить усилия общества и власти в борьбе с мошенниками, обратившись к правоохранительным органам, руководству торговых центров, депутатам и чиновникам.

Недосягаемыми для правоохранителей и прокуратуры лже-благотворителей делает именно привычка «гастролировать» по регионам. Таким образом сложнее отследить цепочку. Но это не значит, что обращаться в полицию бесполезно, в этом деле необходима практика расследований, а она невозможна без заявлений пострадавших.

— Только потом, когда уже будет сформирована практика, можно будет говорить о выступлении с законодательными инициативами, — подчеркнул прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи областной прокуратуры Дмитрий Студеникин.

Опыт коллег

Аналогичные проблемы есть и у добросовестных благотворительных фондов в соседних регионах, таких как Самара, где борьба с мошенниками продолжается уже два года. Не удалось разоблачить спекулянтов на чужом горе и московским коллегам.

— Единственное, что можно делать – это просвещать людей и объяснять, кому не надо жертвовать деньги. И второе — это пытаться работать напрямую с хозяевами разного рода площадок, — рассказывает президент московского благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин.

Руководитель благотворительного фонда «Самарская губерния» Татьяна Акимова рассказывает об аналогичных проблемах. За два года борьбы с мошенниками однозначного оружия против них так и не найдено. Еще один вариант, который предлагают коллеги из Самары – организация ассоциации честных благотворителей, в которую объединятся региональные фонды.

Работа только начинается

Сегодня в Оренбурге действуют 25 благотворительных фондов. Бороться с мошенниками удобнее сообща, говорит руководитель оренбургского благотворительного фонда «Наши дети» Наталья Чертова-Толмачева. Фонд предлагает разработать проект о неформальном объединении добросовестных некоммерческих организаций, участники которого будут гарантировать прозрачность отчетности, согласие на ознакомление с документацией и разрабатывать совместные партнерские проекты в сфере благотворительности.

Таким образом рассчитывают разоблачить мошеннические схемы и обезопасить население от обманщиков. Несомненную пользу в вопросе информирования оренбуржцев принесут памятки, разъясняющие в том числе юридические аспекты сбора частных пожертвований. Не отказываются активисты и от идеи законодательных инициатив в сфере регулирования деятельности благотворительных фондов и наказания за преступления в области сбора пожертвований.

Работа в направлении пресечения мошеннических действий только начинается. Первое заседание подтвердило необходимость активных действий и принятия решений сообща, совместно с правоохранительными органами и общественностью.