Следователи Оренбургской области вышли в лидеры

В России 15 января отмечается День образования Следственного комитета. Много лет трудится в этом подразделении Андрей Фирсов, заместитель начальника следственного отдела по городу Орску.

– Алексей Николаевич, что привело вас в следствие? Привлекла романтика профессии, воспетая в книгах и фильмах?

– Семь лет я проработал в таможенных органах. Был дознавателем – это практически то же следствие, только узконаправленное. Так же довелось поработать в прокуратуре. Когда был создан Следственный комитет, решил попробовать свои силы, ведь здесь самая серьезная подследственность. Не скрою, хотелось профессиональной реализации. Конечно, и детективы, и фильмы о сыске сыграли свою роль. Работа оказалась непростой, но интересной. Мы расследуем тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, в том числе те, где фигурируют несовершеннолетние, преступления против половой неприкосновенности, экономические.

– С какими из экономических преступлений сталкиваетесь чаще всего?

– С налоговыми. Доказать их непросто, приходится проводить бухгалтерские экспертизы. Есть уголовные дела по фактам невыплаты зарплаты. Сейчас заканчиваем одно – в отношении руководителя частной геологоразведочной компании, который расплатился с кредитором вместо того чтобы рассчитаться с сотрудниками.

– За годы вашей практики как изменился характер преступности в городе?

– Стало меньше убийств. В основном они совершаются на бытовой почве. В декабре вокруг убийства полицейского коллегой поднялся ажиотаж. Но это чисто бытовое преступление: вместе пили, поссорились…

Если в начале 2000-х годов в Орске случались криминальные разборки, людей «заказывали», то сейчас такого нет. Очень много споров стало решаться через суд. Есть тенденция снижения уровня преступности. Но мы без дела не сидим. Появляются новые виды преступлений, так называемые киберпреступления. Да и требования к ведению уголовных дел возросли. Просто приостановить дело невозможно, на то должны быть очень веские основания.

К примеру, в феврале 2016 года в Орске был совершен  грабеж, который, казалось, раскрыть невозможно. Двое в масках ворвались в дом, напали на предпринимательницу и ее сына, забрали деньги и украшения и не оставили никаких следов.  Долгие месяцы мы бились над расследованием, но результата не было. Раньше такое дело наверняка бы приостановили.

– Но его удалось раскрыть?

– Со временем. Помог биллинг звонков, которые совершались в конкретном районе, запрошенный оперативниками у сотовых операторов. Вместе отработали все номера (их были сотни), нашли тот, который в день преступления СМСился с номером знакомой потерпевшей. Это и стало зацепкой. Заметили, что телефон через некоторое время «засветился» возле дома этой женщины, как впоследствии оказалось – наводчицы. Потом мы выявили, что с этого номера вызывали такси, судя по данным базовых станций, владелец мобильного переместился на вокзал. Позже номер «светился» по пути следования поезда «Орск – Москва». Отработали всех пассажиров. В результате мы нашли   мужчин в Москве. Один уже сел за подобное преступление. Второго привезли в Орск, он рассказал, как  было дело.

– Современные технологии часто выручают?

– Все чаще и чаще. И это не только мобильная связь или Интернет. Очень помогает ДНК-экспертиза. В случае изнасилований ДНК-тест – серьезное доказательство. Помню уголовное дело: на Ори группа парней изнасиловала девушку. Жертва рассказала, что преступников было трое. Это подтвердило ДНК-исследование биологических жидкостей, оставшихся на жертве. У членов той компании взяли кровь на анализ. В двух случаях было выявлено совпадение. По третьей ДНК пришел ответ, что она может принадлежать родственнику по мужской линии одного из парней. И действительно, выяснилось, что в компании на берегу реки отдыхал еще один молодой человек, которого остальные прикрывали. В итоге все понесли наказание.

– Ежегодно вы расследуете десятки дел, наверняка какие-то надолго врезаются в память?

– Помню, как  мы искали маньяка. В ноябре 2008 года неизвестный напал на молодую женщину в районе поселка Елшанка. Со словами «Не ты мне нужна, а твой отец» потащил ее в камыши и изнасиловал. Потом повел за собой и сбросил в колодец теплотрассы. Женщина думала, живой не выберется, но когда он ушел, ей удалось сбежать.

Вечером 1 января следующего года – еще одно нападение, теперь на 16-летнюю девушку. В том же районе. Я в тот день дежурил. Она приезжает, начинает рассказывать – все один в один, только до колодца не дошло.

Мне сразу было понятно, что действует маньяк. Опасался, что будут новые жертвы. В попытках выследить его с коллегами вечерами выезжал в тот район…

А задержать преступника удалось благодаря внимательности оперативника. Преступник попал в райотдел (мать обвинила его в краже денег). Там на мужчину в полосатых штанах и куртке с разводами – такую одежду описывали обе жертвы – и наткнулся опер. Вызвал меня. Я привез одну из потерпевших. Провели опознание – он.

Пришлось объяснять, что у нас есть доказательства, и мужчина сознался. Пока шло следствие, я вспомнил, что в Ленинском районе недавно была изнасилована 9-летняя девочка. Подняли дело. Читаю показания школьницы и натыкаюсь на фразу преступника: «Не ты мне нужна, а твой отец». Сомнений не осталось. Результаты ДНК-экспертизы их окончательно развеяли.

– У следователей ненормированный рабочий день. Сколько времени уходит на работу?

– Процентов 90%. Все надо сделать быстро. Сейчас арест – это целый судебный процесс. Часто приходится работать почти без сна и отдыха, чтобы оперативно собрать доказательную базу. В моем подчинении трудится 5 следователей,  впрочем, все наши следователи работают на износ. Приходится пренебрегать личным временем. Хотя мы сами выбрали такую профессию, знали, куда идем. Но результат радует – Следственный комитет Оренбургской области с семидесятого с лишним места во всероссийском рейтинге за 3 года по итогам 11 месяцев 2016 года вышел на первое.

– А как отдыхаете? Наверняка у вас есть увлечения?– С детства я мечтал летать. И совсем недавно мечту удалось осуществить. После курса летной подготовки я оказался за штурвалом. Пока летаю вместе с инструктором. Это очень здорово! Стараюсь выкраивать время на общение с друзьями. Хотя из-за ритма жизни все чаще списываемся в соцсетях. Но, как следователь, хочу обратить внимание взрослых – для детей соцсети могут быть опасны, так как с их помощью совершается немало преступлений. Так что рекомендую следить, с кем и как общаются через Интернет ваши дети.