Сангаджи Тарбаев: Важно не кичиться своим прошлым

На I Международном молодежном образовательном форуме «Евразия», проходящем в Оренбурге с 7 по 11 сентября, продолжаются яркие дискуссии. Так, роль современной евразийской молодёжи в вопросах дружественной интеграции с участниками обсудили председатель Комиссии по молодежным инициативам Общественной Палаты Сангаджи Тарбаев и основатель и продюсер промоутерской компании «Fights Nights», абсолютный чемпион мира по кикбоксингу Бату Хасиков.

Несмотря на то, что спикеры больше известны своими участием в КВН и спортивными достижениями, было не до шуток. На повестке стояла серьезная тема. Правда, Сангаджи Тарбаев и Бату Хасиков разрешили задавать любые животрепещущие вопросы. И форумчане задали – про спорт и вечные ценности, про Великую Отечественную войну и письма, про кинематограф и интеграцию. Портал RIA56 публикует состоявшуюся дискуссию.

Сангаджи Тарбаев (СТ): Добрый день! Я не знаю, это такая задумка или просто совпало, что разговаривать с евразийской молодёжью будут два калмыка. Если совпадение, то удачное; если нет – я удивлён проницательностью. Я бы хотел узнать, с кем мы разговариваем. Россия, Чехия, Абхазия, Германия, Лаос, Таджикистан, Бельгия, Израиль… Не по географическому принципу «Евразия» собирается!

Мне кажется, что говорить о самоидентичности на основе географических и исторических аспектов неправильно, потому что мир глобален. Важно создать зону притяжения, у нас уже существует Запад, Латинские страны, Африка; отдельные зоны притяжения – Китай и Индия. Необходимо создать центр притяжения, который бы назывался евразийским пространством.

Важно не кичиться своим прошлым, а осознать, в каком направлении мы идём, понять и осознать наш вклад в развитие цивилизации.

Бату Хасиков (БХ): Добрый день, друзья! В первую очередь, я бы хотел отметить: символично, что форум проводится в Оренбурге. Мы должны помнить историю, что он возник как один из центров взаимодействия Европы и Азии.

Нас объединяет то, что у нас очень много энергии, идей и мы живем в глобальном мире. Цель таких мероприятий – обменяться этими идеями и приступить к их реализации.

Интеграция

Насколько важны ценности, которые могут объединить молодёжь?

СТ: Мне кажется, есть архитипичные и стереотипичные вещи. Стереотипичные связаны с конкретным регионом или страной. То, что понятно в России, может быть и непонятно в Китае. На таких ценностях нельзя строить глобальную интеграцию. Мы должны опираться на архитипичные – это то, что зафиксировано во всех мировых религиях. В их основе лежат обыкновенные человеческие ценности. А вот дальше начинается сложная комбинация из привычек, традиций, поверий – здесь нужно смотреть по направлению деятельности, по количеству участников того или иного направления, по целям, которые стоят перед той или иной группой.

Я бы не стал более узко говорить о ценностях, нежели о тех, которые заложены в мировых религиях.

БХ: Евразия – огромная территория с огромным населением, и сейчас мы в преддверии того, что этот регион из-за взаимодействия даст мощный толчок в развитии. В некоторых азиатских странах мы это уже видим. Мне кажется, в рамках таких молодёжных дискуссиях и активностях лежат ценности. Мы занимаемся тем, что связанно с духовным развитием, нашим здоровьем. Сейчас всё бурно развивается, и для нас особенно актуальна тема экологии. Сейчас нужно думать о больших экологических вопросах.

Какие механизмы могут помочь нашей молодёжи еще быстрее интегрировать и взаимодействовать?

СТ: Здесь нет универсальных форм. Не нужно излишне опираться на господдержку, в основе любого молодёжного объединения должны лежать две вещи: возможность развития и комплиментарность – если её нет, то не будет никакой химии между участниками. Мы не можем объяснить, почему так происходит, это совсем другая энергетика. Развитие… Важно иметь перспективу, если это касается молодёжи. Если всё это есть – это круто.

На большинстве форумов есть энергетика комплиментарности. Вы все друг друга видите, общаетесь, вам прикольно, но переходит ли ваше общение в следующую фазу? Общее дело, популярность, заработок, авторитет? Если вы двигаетесь вместе с этом направлении, то такие площадки, как «Евразия», являются подобным механизмом.

Взять, к примеру, нашу команду – мы все собрались по поводу комплиментарности. Мы сошлись из-за того, что где-то пересеклись, приглянулись друг другу и дальше вместе стали играть в КВН

БХ: Один из мощных факторов – независимо от того, к каким организациям вы относитесь путешествуйте! Используйте любую возможность. Есть повод, например, поехать к кому-то в гости. Так вы обмениваетесь опытом, знаниями и смотрите на жизненные вопросы более глобально.

Что лучше всего объединяет людей, стирает границы?

СТ: Общая идея, дело. Я не склонен считать, что понятие «дружба народов» существует. Его нет. Есть дружба между конкретными людьми, а народы дружить не могут: куча разных интересов дружит с другой кучей – как так? А конкретные люди, встретившись друг с другом и решившие делать что-то общее – это, конечно, объединяющий фактор. У государств тоже нет дружбы – только взаимовыгодные отношения. Я считаю, что эта наивность… мы сами себя обманываем. С нами должно быть выгодно дружить!

БХ: Нас объединяет любовь!

Возможно, что в Евразийском пространстве не будет единообразия. Сохранение одновременно своей национальной идентичности и общероссийской суперидентичности. Как это будет гармонировать?

СТ: Вы правы, существует конфликтная зона между российской и евроазиатской идентичностью. Если рассуждать на эту тему, можно найти много плюсов и минусов. Повторю, пожалуй, главный тезис: ребятам, приехавшим из других стран, должно быть выгодно общаться с нами. Мы должны что-то из себя представлять. У нас должны быть, например, хорошие автомобили. Мы должны с чем-то ассоциироваться. Вот у меня Корея ассоциируется с машинами, Япония – техникой, Китай – одеждой. У нас хорошо производится военная техника, с ней мы и ассоциируемся. Возможно, нам поэтому и боятся. Нужно показать, что у нас есть и другое лицо: мы умные, талантливые, креативные. Мы не только сильные.

Молодежь

В некоторых странах существует практика: выпускникам дают льготные кредиты и льготное налогообложение. Как вы считаете, можно ввести такую практику в России?

СТ: Только что прилетел с Сахалина и там я встречался с дальневосточной молодёжью и теми, кто приехал на Дальний Восток. Я искренне считаю: для того, чтобы остановить поток с Дальнего Востока молодёжи, можно ввести льготы на налогообложение для молодых предпринимателей. Это стимул остаться там или переехать из европейской части, чтобы строить свой бизнес. Система льгот для молодых должна быть, но вопрос в том, что сделать это непросто. Это целая концепция, которая должна быть согласована с кучей министерств. А пока согласуешь, изменится реальность и придётся согласовывать что-то новое по-новому.

Как вы поддерживаете связь со своими друзьями из разных регионов, стран?

СТ: Мы поддерживаем связь через Интернет. Используем современные виды связи. А телеграммы и письма – внутренний артефакт, оставшийся с прошлого. Он очень романтичен, приятен и его можно использовать в особых случаях.

БХ: У нас даже слишком много погружения в Интернет, и в том числе социальные сети. Самое ценное и полезное – животе присутствие. Я повторю идею: вы познакомились друг с другом, так съездите друг к другу в гости!

Спорт

Бату, собираетесь ли вы возвращаться в большой спорт?

БХ: Руководить легче, чем биться. У меня была очень насыщенная профессиональная карьера, и я благодарен судьбе, что у меня был такой опыт. Передо мной сегодня стоят совершенно другие задачи, они такие же увлекательные и ответственные. У меня уже другая жизненная фаза. Я принял такое решение уйти из большого спорта навсегда и о возвращении не думаю.

В некоторых регионах уделяется особое внимание спорту, а в некоторых финансирование очень плохое. Почему так получается и как с этим бороться?

БХ: Этот вопрос был актуальным всегда, даже тогда, когда я был школьником. Огромная проблема найти деньги, чтобы куда-то поехать – а ведь спортсмену нужны соревнования, развитие. Моё личное убеждение: развитие спорта и отношение к нему в регионе зависит от отношения к нему руководителя. Это, конечно, большой минус, потому что не каждый успешный менеджер или управленец может любить спорт. Вообще, у нас вся спортивная система в стране должна меняться. Должны вырабатываться определённые механизмы и параметры, по котором можно оценивать эффективность того или иного региона. Допустим, показатели массового спорта. Если норма показателей не достигнута, должны приниматься какие-то меры. Если есть идеи, как улучшить или реформировать

СТ: Это из-за того, что спорт не приносит деньги. Если бы он приносил доход, то у администрации каждого города стоял бы турник… Как только спорт начнёт приносить деньги, начнётся спортивный бум.

Какие виды спорта в Калмыкии и по регионам Росси развиты менее, а какие – хорошо? Меня это интересует, потому что я сама спортсменка, правда, из Казахстана.

БХ: Казахстан всегда славился своими спортивными традициями. Всегда, когда смотришь Олимпийские игры, считаешь какое бы мы место заняли, если бы оставались одной большой страной. Это наводит досаду, что так исторически сложилось… А так ваш вопрос похож на какой-то отчет государственного чиновника из спортивной области. Тут всё на поверхности лежит, спорт № 1 в нашей стране – хоккей. Есть прорывы и в молодых видах спорта. В Калмыкии у нас традиционна популярен футбол, единоборство. Моя мечта, так как я люблю и играю в хоккей, построить первый ледовый комплекс в Калмыкии. Я уже построил Академию единоборств.

Культура

Нам всем нравятся ваши фильмы, особенно «Бой с тенью-3». Они заряжают моральным подъемом и обладают большой мягкой силой, которой нам сейчас не хватает. Почему в последнее время таких фильмов стало меньше?

БХ: Спасибо за то, что оценили мою часть в этом фильме, хотя я себя и не считаю профессиональном актёром. В этом фильме я играю в каком-то смысле отрицательного героя. Но я с вами не соглашусь, что таких фильмов становится меньше. Мне кажется, сейчас существует тенденция, что жизнеутверждающих фильмов и, допустим, фильмов, связанных со спортом или проявлением человеческой силы духа, становится больше. Безусловно, мы не можем сравнивать себя с индустрией Голливуда, но, по крайней мере, 2016 год – год кино, и запланировано создание нескольких фильмов, которые будут пропагандировать здоровый патриотизм и положительные качества людей.

Какие фильмы вам нравятся?

СТ:Я люблю исторические фильмы. Мой любимый – «В бой идут одни старики». Из фильмов, произведших впечатления, то из российских кинолент… Что такое впечатления? Это эмоции, которые тебя захлёстывают после фильма, если их нет – это плохо, если они есть (и неважно, плохие или хорошие) – это уже хорошо. Если рассматривать с этой точки зрения, то мне понравился фильм «Брестская крепость», «Адмирал», «Легенда 17». Про американские фильмы… я люблю смотреть их, хотя в последняя время смотрю сериалы, потому что эта индустрия очень высокая по качеству. Последнее, что я посмотрел – «Марко Поло». «Игра престолов», «Карточный домик», «Настоящий детектив»… Я в теме именно американских сериалов.

БХ: Наша команда очень любит кино, это, наверное, тот мир, где воплощаются все мечты и пожелания и каждый из нас может себя олицетворять с понравившимся героем, почувствовать себя на его месте. Из последнее, что произвело впечатление, то это «Легенда 17» и «Поддубный» — то, что попытались передать биографию и продемонстрировать, насколько был велик наш борец и атлет. Это заставляет задуматься о том, как бы было здорово, если такие примеры находили большое количество последователей среди современной молодёжи.

Мы все живём в многонациональном государстве и для того, чтобы узнать культуру другого народа, нужно знать его фольклор. Как нам восстановить фольклорное движение? Не популярный фольклор, а глубокую фольклорную культуру, как нам избавиться от стереотипов?

СТ: Вопрос культуры очень сложный. Я считаю, что главный хранитель культуры – хозяин этой культуры, тот, чьи предки это создали. Это задача народа, который хочет, чтобы его культура сохранилась. А что касается межкультурных обменов, то это более жизненная вещь, это должно быть просто тупо интересно. У нас в РУДН каждая неделя была посвящена какой-то определённой культуре. У любого студента была возможность посмотреть. В первый раз были представители этой культуры, а потом проявился интерес у других студентов. Если у вас есть знакомый из другого этноса или национальности, он обязательно вам продемонстрирует что-то и, возможно, заинтересует.

Искусственное насаждение, которое не соберёт зрителей, это мертворождённая история.

БХ: Я знаю, что Сангаджи играл в детстве на национальном инструменте, а я танцевал народные танцы. И я хочу, чтобы мои дети приобщались к своей культуре. Если каждый из нас будет так делать, это станет мощным факторов сохранения и развития культуры.

Какие важные советы вы могли бы дать молодёжи?

СТ: Топ-3 важных советов… Я себя чувствую лентой новостей в facebook. На самом деле, нет никаких советов. В моей жизни их не 3, а 33. Главное – верить в себя и делать то, что ты умеешь делать качественно. Всё остальное – это прилагательные к этим двум понятиям.

БХ: По моим наблюдениям, у нас в стране большинство людей занимаются тем, чем они вынуждены заниматься – по разным причинам. Во-первых, для того, чтобы просто выжить, прокормить семью. Пока у вас есть возможность, и выбор, возможность опереться на родителей и старших товарищей, я советую определиться с тем, что вам нравится и заниматься именно этим. Если ты выбираешь не своё дело и даже если получаешь что-то, то рано или поздно окажешься в тупике. Сначала найдите себя, поймите, кто вы – а потом делайте своё дело и делайте его хорошо.

Нюансы

Помимо дружбы и общих интересов, мне кажется, нас всех объединяет история Великой Отечественной войны, ведь нет в бывшем СССР семьи, которая не потеряла бы родного человека. Не нужно ли в данной геополитической обстановке на первый план выдвинуть именно историю наших дедов и прадедов?

БТ: Спасибо за то, что затронули эту тему. Для нас это важно, наше поколение выросло на фильмах, которые отображали реалии войны и тот героизм, который совершили наши предки. Мне кажется, что акция «Бессмертный полк» — мощное движение, которое всколыхнуло всех. Это движение надо продолжать и стараться, чтобы оно было повсеместно.

СТ: Знаете, я согласен с тем, что Вторая мировая война нас объединяет – она объединяет все постсоветские государства. Но она вряд ли нас объединяет с индийскими, африканскими, латиноамериканскими, европейскими друзьями – у них совершенно другой взляд на жту войну. Это трагедия. Нас объединяет трагедия. А хочется, чтобы нас объединяли какие-то счастливые моменты, наша совместная деятельность.

Война для всех – свято. Но также в нашем государстве есть миниистории Второй мировой войны, которые невозможно забыть и нельзя игнорировать. Вы знаете, что происходило в это время с Калмыками? Есть ещё десяток народов СССР, которые были депортированы в Сибирь и на Дальний Восток. Мы воспринимаем эту победу как общую, радуемся, но вместе с тем мы помним и эти моменты нашей истории. Поэтому история как объединяющий, так и сильно разъединяющий фактор. Очень важно осторожно пользоваться этим инструментом.

Вторая мировая война – святая страница нашей истории, но всегда есть нюансы…