Пять вопросов о реформе здравоохранения
27 ноября в Оренбурге «Народный фронт» обсудил исполнение «майских» Указов Президента России. За «круглым столом» в конференц-зале Библиотеки им. Крупской собрались политики, представители Общероссийского народного фронта, регионального Правительства, общественных организаций, руководители районных и городских медицинских учреждений. Они решили в рамках общей проблематики «майских» Указов Президента сосредоточить дискуссию на ходе и результатах реформирования системы здравоохранения. Подвести итоги и честно обозначить круг проблем, которые пока решить не удалось, и ответить на главный вопрос – для чего затеяли реформу здравоохранения?
Почему потребовалась реформа?
Отвечая на этот вопрос, министр здравоохранения области Тамара Семивеличенко отметила, что реформа здравоохранения провоцирует социальную напряженность среди жителей России и в частности нашей области. Почему? Отчасти это связано с тем, что психологически человек принимает все новое в штыки. Но главное упущение в том, что до каждого оренбуржца не довели смысл реформы и причину, по которой она обходима.
Система здравоохранения, созданная в середине прошлого столетия, закладывалась в условиях, которые сопровождались высокой инфекционной заболеваемостью, смертностью, в том числе младенческой, низким уровнем профилактики заболеваний. В той ситуации медицина бросала основные силы на решение этих проблем. Тогда медучреждения выполняли еще и социальную функцию. В результате в 60-х годах наша страна достигла таких результатов в медицине, что советскую систему здравоохранения стали брать на вооружение другие страны.
С течением времени на первый план вышли другие проблемы. Вместо инфекционных заболеваний распространенными становились сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные. Это требовало новых специальностей, подходов в лечении, в системе диагностики. Следствием того, что система не менялась, стал тот самый «демографический крест», когда смертность превысила рождаемость. В этот момент состояние здоровья населения констатировалось как одно из самых худших.
— Мы имели к 90-м годам огромное количество медицинских учреждений с очень низким материальным оснащением, доминировало стационарное лечение, недостаточно была развита первичная помощь, — сказала Тамара Семивеличенко. — Наблюдалась также очень низкая мотивация медицинских работников на оказание квалифицированной помощи. Вот почему с 2005 года началось масштабное реформирование здравоохранения.
На что направлена переориентация в здравоохранении?
Реформирование началось с реализации национального проекта «Здоровье». Здесь большое внимание уделялось первичной медицинской помощи, что повлекло за собой изменения в участковой службе. Появились так называемые «родовые сертификаты», которые потянули за собой развитие акушерско-гинекологической службы. Одновременно вводится система диспансеризации. Положительные результаты не заставили долго ждать: если до 2005 года область ежегодно теряла до тысячи человек, то уже в 2012 рождаемость превысила смертность на полторы тысячи человек.
2012-2013 годы характеризуются прорывом в материально-технической базе. Область получила 9 млрд. рублей, благодаря чему провели капитальный ремонт в 59 учреждениях (130 объектов) и приобрели более трех тысяч единиц оборудования.
Сейчас в министерстве здравоохранения решается задача перераспределения кадровых ресурсов из стационара в амбулатории и в целом развития амбулаторно-поликлинической службы.
— Назрела объективная необходимость поменять приоритеты. Отдать основной кадровый потенциал в амбулаторную сеть из стационара. Люди чаще всего обращаются в поликлиники. Однако удельный вес кадров в амбулатории – 30%, в стационаре – 70%. Это поможет уйти от очередей в поликлиниках, — отметила Татьяна Шукурова, заместитель председателя комитета Законодательного Собрания по здравоохранению.
При этом в министерстве подчеркивают: никто никого не сокращает, мы просто правильно организуем работу медперсонала.
Кому работать в больницах?
Сокращать, собственно, и некого. В больницах – кадровый голод. Несмотря на то, что местная медицинская академия выпускает ежегодно около 400 человек, в Оренбургской области для нормального функционирования организаций здравоохранения не хватает около полутора тысяч врачей. Например, из выпускников этого года на работу педиатрами пришло всего 4 человека. Вот и получается: закуплено дорогостоящее оборудование, а работать на нем некому. Особенно кадровый голод ощущается в отдаленных районах и сельской местности.
Сегодня государство выделяет 1 млн. рублей подъемных для врачей, которые переезжают в село. Эта программа помогла привлечь в села Оренбургской области уже 263 человека, но все же до конца проблему не решила.
— Когда на работу по специальности идет только каждый третий или четвертый студент медвуза – это катастрофа. Как у нас может исчезнуть очередь, если в Орске персонал укомплектован на 50%? А в каком-нибудь районе и того меньше. Задача преподавателей медакадемии – учить студентов. А уже на местах должны думать, как их привлечь. Сколько бы мы не рассуждали, студент пойдет туда, где ему лучше, — выразил точку зрения Владимир Коган, главный врач Орской горбольницы №4.
Положительный опыт привлечения медработников в районы существует в Новотроицке. С 2011 года там действует муниципальная программа, которая предполагает выделение социальных дотаций работникам здравоохранения. На средства, выделенные на реализацию программы, закупаются квартиры для действующих врачей больниц и для тех медработников, которые только переезжают в Новотроицк. Часть средств идет на подъемные для докторов: врачам с опытом – 500 тыс. рублей, новичкам – 250 тысяч.
— Мы понимаем, что квартир на всех у нас, конечно, не хватит. Поэтому выплачиваем среднему медицинскому персоналу 2500 рублей, компенсируя этим стоимость наемного жилье. Для съемного жилья в Новотроицке это достаточная сумма поддержки, — сказал начальник управления здравоохранения Новотроицка Дмитрий Поветкин. – Кроме этого мы работаем со школьниками, которые учатся по химико-биологическому профилю. Это потенциальные студенты медакадемии. Мы даем им какие-то азы, которые помогают ориентироваться в профессии.
Как отметил Дмитрий Поветкин, в этом году произошла беспрецедентная ситуация: в Новотроицк приехали 17 врачей. Причем не только с Оренбурга, но и, например, из Кемерово, Самары, Ташкента.
Что такое «дорожная карта»?
С появлением реформы здравоохранения в обиход политиков и медицинских работников прочно вошла фраза «дорожная карта здравоохранения». Что это такое и куда она ведет? Все достаточно просто: дорожная карта — это перечень показателей в здравоохранении, которые должны быть достигнуты той или иной территорией. Это своеобразная матрица с обобщенными целями, показателями, темами, по которой каждая область составляет свою программу развития. Выполнение задач, обозначенных в дорожных картах, рассчитано до 2020 года.
Дорожная карта ставит перед регионами такие задачи, как снижение смертности, дорожно-транспортного травматизма, увеличение продолжительности жизни и т. д. Обозначен в карте и такой пункт как зарплата медицинских работников. Здравоохранение переходит на систему оплаты труда по «эффективному контракту», когда доход медицинского работника будет зависеть от количества и качества оказанных медицинских услуг, а зарплата главврачей и их замов будет рассчитываться еще и относительно среднего дохода по больнице.
Доктор Интернет. Почему пустуют медицинские центры и закрываются ФАПы?
В последние месяцы средства массовой информации неоднократно поднимали вопрос о закрытии по области фельдшерско-акушерских пунктов. Министр здравоохранения области Тамара Семивеличенко успокаивает: закрытие ФАПов происходит не только в Оренбуржье, и связано это не с распоряжением власти, а с объективными причинами. Сегодня функционирование пунктов первой медицинской помощи напрямую связано с демографической ситуацией в тех населенных пунктах, которые они обслуживают. Так, 4 ФАПа в области были закрыты потому, что исчезли сами села. Еще 52 пункта первой помощи прекратили работу из-за того, что численность населения упала до 10-100 человек. Как отмечает министр, для фельдшера такое количество потенциальных пациентов означает фактически отсутствие работы. Поэтому таких медработников прикрепляют к ближайшим пунктам оказания первой медпомощи. 26 ФАПов закрыты в связи с отсутствием медицинских работников. Тех, кто уходит на пенсию, заменить некому: молодые специалисты не видят перспектив в малых населенных пунктах. Для решения этой проблемы региональный бюджет выделяет 300 тыс. рублей подъемных тем фельдшерам, которые поедут в отдаленные села. Однако соглашаются немногие.
— К сожалению, часть ФАПов закрылась в связи с аварийным состоянием зданий. Здесь вопрос и к местной власти тоже, — говорит Тамара Семивеличенко. — Сейчас есть большие подвижки в этом, потому что выделяются помещения. В перспективе в 2015-2020 годах будет действовать федеральная целевая программа по развитию села, где предусматривается строительство в нашем регионе 94 ФАПов. И те ФАПы, которые были закрыты из-за ветхости, будут восстановлены.
В последние годы в Оренбургской области были открыты несколько современных центров по оказанию медицинской помощи. Так, например, 1 июля 2012 года в рамках программы модернизации межмуниципальный центр (ММЦ) организован на базе Сорочинской ЦРБ . Это учреждение должно принимать тяжелых больных из Сорочинского, Тоцкого, Красногвардейского и Ташлинского районов по направлениям травматологии, кардиологии, неврологии, родовспоможения и неонатологии. Только вот пациенты ехать за квалифицированной помощью не хотят: далеко, долго, не знакомые врачи…
— Огромные средства, больше 880 млн. рублей, вложены в сосудистую программу, которая позволила организовать 15 центров, куда должны поступать больные с инфарктами, инсультами. Все эти центры стали работать с января. У каждого жителя Оренбуржья есть возможность туда попасть. Но только 47% пациентов с такими заболеваниями попадают в эти центры. Остальные 53% остались либо в участковых больницах, либо больницах районного центра, — говорит Тамара Семивеличенко. – Мы подвели итоги их работы. Так вот, смертность в специализированных сердечно-сосудистых центрах ниже в два раза, чем на местах! Потому что в центрах сосредоточено высококачественное оборудование, квалифицированный персонал.
А порой люди игнорируют посещение врача даже своей, местной больницы, занимаясь самолечением. Ведь под рукой, например, всегда есть Интернет, которому люди верят больше, чем квалифицированному специалисту. Поэтому одна из важных задач, которую ставит перед собой министерство здравоохранения — донести до жителя каждого удаленного уголка области необходимость реформы и, главное, важность своевременного обращения человека к врачу.