Дело века: в Оренбурге завершился процесс «черных риелторов»

В Оренбургском областном суде завершился последний этап самого громкого в регионе уголовного процесса. На протяжении трёх лет орские «чёрные риелторы» незаметно для правоохранителей восточного Оренбуржья завладевали квартирами алкоголиков, наркоманов и брошенных стариков. Жертвы обмана не написали на своих обидчиков ни одного заявления, а родственники пропавших не искали…

24 года – не предел

Приговор по первому уголов­ному делу, потянувшему на 60 томов, оглашён Оренбургским областным судом в Орске в конце декабря 2014 года. Тогда 8 членов банды были признаны вино­вными в совершении убийства, мошенничества, незаконном хранении оружия и наркотиков.

В преступной схеме фигурирова­ли предприниматели, милицио­неры, сотрудники паспортных столов – их установили опера­тивные сотрудники угрозыска регионального УМВД, ФСБ и следственная группа второго отдела по расследованию особо важных дел Следственного коми­тета.

Преступники получили от 1,5 лет колонии общего режима до 24 лет строгого. Верховный суд РФ оставил приговор в силе.

А уголовное дело в отноше­нии неизвестных лиц, чьё уча­стие и статус на момент выне­сения приговора были не опре­делены, выделили в отдельное производство.

Оперативникам удалось вый­ти на 49-летнего крупного инди­видуального предпринимателя в Краснодаре, который обеспе­чивал финансирование группы. Платёжные документы стали неопровержимыми доказатель­ствами для обвинения. Предпри­ниматель заключил со следстви­ем досудебное соглашение о со­трудничестве.

Другого участника группы, пытавшегося скрыться, вернули из Сочи. Доказана вина ещё двух молодых сотрудниц ми­грационной службы. По просьбе организатора банды девушки вы­давали поддельные паспорта для дальнейшего оформления сделок с недвижимостью…

Допрошены свыше 200 сви­детелей, проведены около 100 судебных экспертиз (портрет­ные, компьютерно-техниче­ские, строительно-технические, почерковедческие, психолого- психиатрические). При этом процессуальные действия про­изводились следователями в Москве, Самаре, Краснодаре. Отдельные поручения и запро­сы направлялись в компетент­ные органы Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Тверской и Свердловской областей.

– Один из обвиняемых обратился к суду с ходатайством о рассмотрении этого дела с участием присяжных заседате­лей, которое было удовлетворе­но, – пояснила пресс-секретарь Оренбургского облсуда Юлия Панина. – В зависимости от роли каждого подсудимые обвиня­ются в совершении ещё 14 эпи­зодов подделки документов, в четырёх эпизодах мошенни­чества по предварительному сговору группой лиц в крупном размере, 9 эпизодах мошенни­чества и убийстве 5 человек. Целый год потребовался суду, чтобы рассмотреть 170 томов материалов по делу. Это ни мно­го ни мало – целая газель!

Развязка

В апреле 2011 года в одной из квартир Орска обнаружили трупы пожилой женщины и её дочери без признаков насиль­ственной смерти. Эту инфор­мацию передали их близким родственникам, которые уже более шести лет не поддержи­вали связь с погибшими, но по­желали вступить в наследство на недвижимость – квартиру и дом. Тут-то и выяснилось, что ква­дратные метры уже оформля­ются на некую Татьяну Палкину, работающую риелтором.

Внучка обратилась в службу госреги­страции для приостановки куп­ли-продажи. Татьяна стала той самой ниточкой, что спустя три года развязала клубок из целого ряда жестоких преступлений, совершённых на территории восточного Оренбуржья. За все­ми участниками полицейские установили слежку.

В 2013 году Татьяна Палкина была осуждена приговором Октябрьского рай­суда Орска на 4 года колонии общего режима за 5 эпизодов мошенничества, ей назначена отсрочка наказания до 2027 года (до достижения младшим ребёнком 14-летия).

После задержания Палкиной главарь банды орчанин Сергей Терехов приобрёл более трёхсот литров бензина, видимо хотел скрыться. Это стало причиной для его более скорого задержа­ния в декабре 2011 года – тогда и стали окончательно ясны роли каждого в преступной группе.

Именно Сергей Терехов при­думал план обогащения за счёт «чёрной» риелторской деятель­ности. После оформления сделок бывших владельцев недвижимо­сти убивали. Терехов определял, кто из банды будет участвовать в реализации той или иной сдел­ки, учил применять актёрское мастерство с «продавцами» и требовал безоговорочно ему под­чиняться. Из уголовного дела: «С участниками группы главарь вёл себя крайне грубо, психоло­гически давил, кричал, унижал, угрожал своими связями либо физическим устранением». За­долго до задержания Терехов дал подельникам указания, как вести себя при задержании, какую позицию занимать и запретил давать (под угрозой убийством) признательные показания.

В преступную группировку объединились люди разных про­фессий, двое – Сергей Подолянов и Нурлан Ушаков – являлись сотрудниками милиции, ещё двое – работниками Росреестра и паспортного стола. Помимо этого, в группу входили люди, не связанные с чиновничьей дея­тельностью.

При проведении обыска у ор­ганизатора банды полицейские изъяли наркотики, 200 патронов и большое количество риел­торских документов: личные документы граждан, паспорта с признаками подделки, печати и штампы с оттисками различных организаций, администраций городов Орска и Новотроицка.

Бесследное исчезновение

Самое первое преступле­ние бандиты совершили в 2008 году в Новотроицке. Жертву определил бывший участковый уполномоченный милиции Сер­гей Подолянов, по роду службы имевший доступ к базе данных. Им стал любивший выпить муж­чина 1964 года рождения, его и снабжали регулярно спиртом участники преступления. После переоформления документов на однокомнатную квартиру милиционер устранил жертву, застрелив из охотничьего ружья, а труп забетонировал в погребе гаража родителей. Затем жил­площадь была переоформлена по поддельной доверенности и продана.

Воодушевившись успехом, банда начала подыскивать новые жертвы. На милицейских главарь возложил функцию непосред­ственных исполнителей физиче­ского устранения потерпевших.

Совместно с Подоляновым, работавшим когда-то ветери­нарным врачом, Сергей Терехов выбрал схему ликвидации жертв препаратом, который исполь­зуют для усыпления животных. У людей введение инъекции вызывает остановку дыхания и смерть. Вещество распадается на аминокислоты. Сложность при вскрытии и установлении при­чины смерти выражается в том, что отделить аминокислоты, вы­званные распадом препарата, от имеющихся в организме, прак­тически невозможно. Согласие на поставку препарата членам группы дала частнопрактикую­щий ветеринарный врач.

Оперативники установили женщину, которая, по указа­нию главаря банды, заключала фиктивные браки с одинокими мужчинами, а затем их спаивала. Следом приходил участковый и вводил пьяному мужчине пре­парат для «усыпления». За одно убийство правоохранитель полу­чал от главаря 100 тысяч рублей.

В ходе предварительного следствия, в связи с тем, что офи­циальная версия смерти носила некриминальный характер, со­трудниками уголовного розыска была проведена эксгумация 17 тел потенциальных потерпев­ших. Проведены дополнитель­ные экспертизы и установлено, что смерть наступала именно от введения препарата.

На прошлой неделе присяж­ные вынесли вердикт, суд удалил­ся для постановления приговора. По совокупности преступлений участникам группы грозит на­казание вплоть до пожизненного лишения свободы.

Неочевидно и трудно доказуемо

Дмитрий Аброськин, начальник отделения отдела угрозыска УМВД России по городу Орску:

– Уверен, подсудимый Терехов обратился к облсуду с ходатайством о рассмотрении дела с участием присяжных неспроста – рассчитывал пустить в ход свои актёрские способности, войти в доверие людям без юридического образования. Каждому эпизоду преступной деятельности ОПГ предшествовала долгая предварительная работа, всех своих жертв злоумышленники располагали к себе. Мы начали проводить проверочные мероприятия после обращения внучки одной из жертв.

Оказалось, что к незаконному завладению чужим имуществом причастны лица, по которым у нас уже имелась в разработке подобная информация. Через несколько месяцев все фигуранты были задержаны. Первой задержали Татьяну Палкину – она заключила со следствием досудебное соглашение, обозначив круг причастных лиц, и рассказала обо всех известных ей эпизодах.

Когда обнаружилось, что к преступлениям причастны сотрудники милиции – Ушаков и Подолянов (уволенный в 2009 году), дело попало под контроль руководства УМВД по Оренбургской области.

Самым сложным в работе оперативников было собрать доказательную базу из-за отсутствия свидетелей и потерпевших, поскольку жертвы были из числа лиц асоциального поведения. А способ убийства не демонстрировал очевидных следов преступления, походил на естественную смерть.

Судмедэкспертиза останков трупов, гистологические исследования не могли выявить причину гибели. О препарате, который использовали преступники для избавления от свидетелей, мы узнали от Палкиной.