Дело века: в Оренбурге завершился процесс «черных риелторов»
В Оренбургском областном суде завершился последний этап самого громкого в регионе уголовного процесса. На протяжении трёх лет орские «чёрные риелторы» незаметно для правоохранителей восточного Оренбуржья завладевали квартирами алкоголиков, наркоманов и брошенных стариков. Жертвы обмана не написали на своих обидчиков ни одного заявления, а родственники пропавших не искали…
24 года – не предел
Приговор по первому уголовному делу, потянувшему на 60 томов, оглашён Оренбургским областным судом в Орске в конце декабря 2014 года. Тогда 8 членов банды были признаны виновными в совершении убийства, мошенничества, незаконном хранении оружия и наркотиков.
В преступной схеме фигурировали предприниматели, милиционеры, сотрудники паспортных столов – их установили оперативные сотрудники угрозыска регионального УМВД, ФСБ и следственная группа второго отдела по расследованию особо важных дел Следственного комитета.
Преступники получили от 1,5 лет колонии общего режима до 24 лет строгого. Верховный суд РФ оставил приговор в силе.
А уголовное дело в отношении неизвестных лиц, чьё участие и статус на момент вынесения приговора были не определены, выделили в отдельное производство.
Оперативникам удалось выйти на 49-летнего крупного индивидуального предпринимателя в Краснодаре, который обеспечивал финансирование группы. Платёжные документы стали неопровержимыми доказательствами для обвинения. Предприниматель заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве.
Другого участника группы, пытавшегося скрыться, вернули из Сочи. Доказана вина ещё двух молодых сотрудниц миграционной службы. По просьбе организатора банды девушки выдавали поддельные паспорта для дальнейшего оформления сделок с недвижимостью…
Допрошены свыше 200 свидетелей, проведены около 100 судебных экспертиз (портретные, компьютерно-технические, строительно-технические, почерковедческие, психолого- психиатрические). При этом процессуальные действия производились следователями в Москве, Самаре, Краснодаре. Отдельные поручения и запросы направлялись в компетентные органы Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Тверской и Свердловской областей.
– Один из обвиняемых обратился к суду с ходатайством о рассмотрении этого дела с участием присяжных заседателей, которое было удовлетворено, – пояснила пресс-секретарь Оренбургского облсуда Юлия Панина. – В зависимости от роли каждого подсудимые обвиняются в совершении ещё 14 эпизодов подделки документов, в четырёх эпизодах мошенничества по предварительному сговору группой лиц в крупном размере, 9 эпизодах мошенничества и убийстве 5 человек. Целый год потребовался суду, чтобы рассмотреть 170 томов материалов по делу. Это ни много ни мало – целая газель!
Развязка
В апреле 2011 года в одной из квартир Орска обнаружили трупы пожилой женщины и её дочери без признаков насильственной смерти. Эту информацию передали их близким родственникам, которые уже более шести лет не поддерживали связь с погибшими, но пожелали вступить в наследство на недвижимость – квартиру и дом. Тут-то и выяснилось, что квадратные метры уже оформляются на некую Татьяну Палкину, работающую риелтором.
Внучка обратилась в службу госрегистрации для приостановки купли-продажи. Татьяна стала той самой ниточкой, что спустя три года развязала клубок из целого ряда жестоких преступлений, совершённых на территории восточного Оренбуржья. За всеми участниками полицейские установили слежку.
В 2013 году Татьяна Палкина была осуждена приговором Октябрьского райсуда Орска на 4 года колонии общего режима за 5 эпизодов мошенничества, ей назначена отсрочка наказания до 2027 года (до достижения младшим ребёнком 14-летия).
После задержания Палкиной главарь банды орчанин Сергей Терехов приобрёл более трёхсот литров бензина, видимо хотел скрыться. Это стало причиной для его более скорого задержания в декабре 2011 года – тогда и стали окончательно ясны роли каждого в преступной группе.
Именно Сергей Терехов придумал план обогащения за счёт «чёрной» риелторской деятельности. После оформления сделок бывших владельцев недвижимости убивали. Терехов определял, кто из банды будет участвовать в реализации той или иной сделки, учил применять актёрское мастерство с «продавцами» и требовал безоговорочно ему подчиняться. Из уголовного дела: «С участниками группы главарь вёл себя крайне грубо, психологически давил, кричал, унижал, угрожал своими связями либо физическим устранением». Задолго до задержания Терехов дал подельникам указания, как вести себя при задержании, какую позицию занимать и запретил давать (под угрозой убийством) признательные показания.
В преступную группировку объединились люди разных профессий, двое – Сергей Подолянов и Нурлан Ушаков – являлись сотрудниками милиции, ещё двое – работниками Росреестра и паспортного стола. Помимо этого, в группу входили люди, не связанные с чиновничьей деятельностью.
При проведении обыска у организатора банды полицейские изъяли наркотики, 200 патронов и большое количество риелторских документов: личные документы граждан, паспорта с признаками подделки, печати и штампы с оттисками различных организаций, администраций городов Орска и Новотроицка.
Бесследное исчезновение
Самое первое преступление бандиты совершили в 2008 году в Новотроицке. Жертву определил бывший участковый уполномоченный милиции Сергей Подолянов, по роду службы имевший доступ к базе данных. Им стал любивший выпить мужчина 1964 года рождения, его и снабжали регулярно спиртом участники преступления. После переоформления документов на однокомнатную квартиру милиционер устранил жертву, застрелив из охотничьего ружья, а труп забетонировал в погребе гаража родителей. Затем жилплощадь была переоформлена по поддельной доверенности и продана.
Воодушевившись успехом, банда начала подыскивать новые жертвы. На милицейских главарь возложил функцию непосредственных исполнителей физического устранения потерпевших.
Совместно с Подоляновым, работавшим когда-то ветеринарным врачом, Сергей Терехов выбрал схему ликвидации жертв препаратом, который используют для усыпления животных. У людей введение инъекции вызывает остановку дыхания и смерть. Вещество распадается на аминокислоты. Сложность при вскрытии и установлении причины смерти выражается в том, что отделить аминокислоты, вызванные распадом препарата, от имеющихся в организме, практически невозможно. Согласие на поставку препарата членам группы дала частнопрактикующий ветеринарный врач.
Оперативники установили женщину, которая, по указанию главаря банды, заключала фиктивные браки с одинокими мужчинами, а затем их спаивала. Следом приходил участковый и вводил пьяному мужчине препарат для «усыпления». За одно убийство правоохранитель получал от главаря 100 тысяч рублей.
В ходе предварительного следствия, в связи с тем, что официальная версия смерти носила некриминальный характер, сотрудниками уголовного розыска была проведена эксгумация 17 тел потенциальных потерпевших. Проведены дополнительные экспертизы и установлено, что смерть наступала именно от введения препарата.
На прошлой неделе присяжные вынесли вердикт, суд удалился для постановления приговора. По совокупности преступлений участникам группы грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.
Неочевидно и трудно доказуемо
Дмитрий Аброськин, начальник отделения отдела угрозыска УМВД России по городу Орску:
– Уверен, подсудимый Терехов обратился к облсуду с ходатайством о рассмотрении дела с участием присяжных неспроста – рассчитывал пустить в ход свои актёрские способности, войти в доверие людям без юридического образования. Каждому эпизоду преступной деятельности ОПГ предшествовала долгая предварительная работа, всех своих жертв злоумышленники располагали к себе. Мы начали проводить проверочные мероприятия после обращения внучки одной из жертв.
Оказалось, что к незаконному завладению чужим имуществом причастны лица, по которым у нас уже имелась в разработке подобная информация. Через несколько месяцев все фигуранты были задержаны. Первой задержали Татьяну Палкину – она заключила со следствием досудебное соглашение, обозначив круг причастных лиц, и рассказала обо всех известных ей эпизодах.
Когда обнаружилось, что к преступлениям причастны сотрудники милиции – Ушаков и Подолянов (уволенный в 2009 году), дело попало под контроль руководства УМВД по Оренбургской области.
Самым сложным в работе оперативников было собрать доказательную базу из-за отсутствия свидетелей и потерпевших, поскольку жертвы были из числа лиц асоциального поведения. А способ убийства не демонстрировал очевидных следов преступления, походил на естественную смерть.
Судмедэкспертиза останков трупов, гистологические исследования не могли выявить причину гибели. О препарате, который использовали преступники для избавления от свидетелей, мы узнали от Палкиной.