Перемены неизбежны: что ждет малокомплектные школы области

В сфере регионального образования происходит очередной виток оптимизаций. Так, Красногвардейский район Оренбургской области будоражат слухи об изменениях в работе учебных заведений. О предполагаемых новшествах рассказывает начальник отдела образования районной администрации Надежда Травкина.

– Надежда Васильевна, в сёлах упорно говорят об объединении, сокращении, чуть ли не упразднении школ. Давайте развеем слухи. Что же происходит на самом деле?

– Проблема появилась не сегодня и не вдруг. Но пока было возможно, в ведомствах закрывали глаза на то, что в классах сидят по два-три человека, а общая численность учащихся в средней школе не всегда дотягивает даже до сорока человек. При этом зарплата у педагогов примерно одинаковая. Так, в Подольской школе, где 330 учащихся, средняя зарплата составляет 21 тысячу рублей, а в Ибряевской при 23 учащихся – 18 тысяч 950 рублей. То, что в образовании введено подушевое финансирование, многие знают, но до января текущего года нам сверх положенной суммы как из местного, так и из регионального бюджетов выделялись дополнительные средства, которые позволяли хоть как-то содержать малокомплектные школы. Теперь этой возможности нет, школы финансируются точно по количеству детей.

С 1 января мы были вынуждены перевести в неполные Староникольскую и Залесовскую школы, где было, соответственно, 33 и 29 учащихся, тогда как средняя школа должна насчитывать по норме минимум сто учащихся, неполная – сорок. В новом учебном году изменения произойдут ещё в ряде школ. Я пока не готова говорить наверняка, в каких конкретно, но наиболее «проблемные» в смысле численности учащихся назову. 36 человек у нас обучается в Ивановской средней школе, из них в 10 классе три ученика, в 11 нет ни одного. В Петровской школе в старших классах, соответственно, ноль и два человека, в Никольской – два и два, в Нижнекристальской и Новоюласенской – по три и одному учащемуся. Этот список можно продолжить, но ограничусь сообщением, что в районе 68 процентов школ малокомплектные. И в данной ситуации вопрос об оптимизации не может не стоять.

– Значит, правду говорят, что средних школ у нас скоро останется три-четыре?

– Эти слухи, конечно, сильно преувеличены. По существующим правилам при подвозе учащиеся не могут находиться в пути более тридцати минут, поэтому пока останутся в прежнем статусе Новоюласенская, Преображенская, Свердловская, Кинзельская и ряд других школ – я говорю только о тех, где численность учащихся меньше нормы.

– Слово «пока» означает, что в будущем возможны перемены?

– Это будет зависеть от нескольких факторов, в том числе наличия автобусов и состояния дорог. Кроме того, большинство названых школ пополнится «подвозными» учащимися. Если, конечно, пополнится, ведь не секрет, что многие родители предпочитают отдавать детей туда, где нет недостатка в «предметниках» и образование более качественное. Например, в Вознесенке тринадцать детей с первого по девятый классы родители возят в Кинзельку, поэтому практически решён вопрос с закрытием этой школы и подвозом детей в Кинзельскую. По той же причине как минимум ещё одна основная школа будет переведена в статус начальной.

Хочу подчеркнуть, что проблема малокомплектных школ требует своего решения на уровне Президента и Правительства Российской Федерации, региональной власти. Обращение с просьбой о поддержке сельских малочисленных школ, присвоении им статуса малокомплектных, изменении нормативов финансирования от имени главы района, председателя районного Совета депутатов, начальника отдела образования подготовлено и будет направлено в адрес Президента РФ, губернатора Оренбургской области.

О тех, кто планирует поступать в высшие учебные заведения, разговор отдельный. Программа средней школы (10-11 классы) сейчас нацелена на вузовское образование, и планка требований к знаниям очень высока. Поэтому многие учащиеся из периферийных школ после девятого класса подают документы в школы райцентра, в связи с чем назревает вопрос открытия здесь интерната.