Дмитрий Маликов: У оренбургских детей есть шанс выступить на большой сцене в Москве
Известный российский певец и композитор Дмитрий Маликов о своем творчестве, музыкальном образовании и телевизионных шоу.
Накануне Дмитрий Маликов провел в Оренбурге в здании «Дворянского собрания», где располагается один из факультетов Оренбургского института искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей, «Уроки музыки» для учащихся детских музыкальных школ. После встречи с детьми он поделился впечатлением об оренбургских дарованиях и рассказал, почему ездит по стране с таким проектом.
О проекте
— Идея проекта «Уроки музыки» родилась из жизни. Я подошел к тому возрасту и уровню, когда, будучи эстрадным и классическим музыкантом, можно принести пользу, привлечь к знанию и необходимости заниматься музыкальным образованием на серьезном уровне. Пора отдавать долги своей стране, которая тебя воспитала, дала возможность быть востребованным. Поэтому я направил силы на просветительскую социальную программу. В рамках нее помогаем развиваться детям в музыкальном плане. Бывает, что встречаются талантливые дети из малообеспеченных семей. В таком случае изыскиваем возможность, чтобы они могли дополнительно заниматься с педагогом. Есть и такая форма поддержки, как рекомендации в московские и санкт-петербургские училища. Я слежу за такими детьми и готов вести их дальше.
Об оренбургских детях
— Мне очень понравились выступления оренбургских детей. Они собранные, хорошо подготовленные, ответственные и талантливые. Мальчик, ему 14 лет, который сначала со мной играл на фортепиано, а потом соло, очень талантливый и перспективный. Я приметил его. Главное, что у него горят глаза. И эстрадное исполнение было замечательное, голосистые ребята.
— У меня бывают благотворительные концерты, есть благотворительный фонд, мы помогаем детишкам с ослабленным зрением и слухом. Эти проекты требуют детского участия. И как только появляются талантливые дети, если есть возможность их брать, пригласить в Москву, дать возможность выступить на большой сцене, я это делаю. У оренбуржцев тоже есть такой шанс. Должен сказать, что у вас все на «хорошую ногу» поставлено, все очень профессионально, спокойно уверенно. Мои вам комплименты.
— Хотел сказать несколько комплиментов и в адрес этого здания «Дворянского собрания», и ректора института Бориса Хавторина. Большое вам спасибо. Радостно, что такие здания реконструируются и обретают новую жизнь.
Борис Хавторин и Дмитрий Маликов
О школьных уроках музыки
— Песня — такой жанр, который всегда был популярным. Но я против, чтобы на школьных уроках музыки изучали только этот совсем поверхностный слой. Я за какие-то азы. За то, чтобы дети знали композиторов не по улицам города и названию самолетов, а из школьной программы. Чтобы примерно знали время их творчества, какую музыку они писали. По литературе мы же проходим писателей, так же серьезно нужно относиться и к музыке. Ведь сегодня катастрофически падает уровень культуры у детей. Сейчас очень потребительское отношение к музыке. С этим надо бороться.
О музыкальном образовании
— В детстве я не горел желанием заниматься музыкой. Родители меня заставляли. По крайней мере, на первом этапе я артачился. Отец даже ремень клал на пианино. Потом я конечно втянулся, в более сознательном возрасте, лет в 14. Стал первые песни сочинять, отец начал меня брать на эстрадные подмостки. Я считаю, что детей надо заставлять заниматься музыкой. Поначалу, а потом уже смотреть. Я старюсь общаться и с родителями, говорю им, что надо давать ребенку широкий выбор, куда должна входить и музыка. Им придется поднадавливать. Даже против воли детей идти. Это любых сфер касается. Есть дети, которых не надо заставлять, но таких мало. И даже если ребенок не свяжет себя с музыкой, он будет более ответственно подходить к заданиям, с которыми столкнется в жизни.
— Что касается самого процесса образования в музыкальных школах, сейчас оно более демократичное, все становится раскрепощеннее. Это, может, и хорошо, но уходят традиции. Я надеюсь, у вас в школах хорошие педагоги, от них многое зависит. Еще я вижу, что репертуар меняется: дети стали в основном играть не классических авторов, а композиторов 60-70 годов. Я не знаю, плохо это или хорошо. Видимо, детям это интересней играть, чем Шуберта. А классика больше близка выдающимся людям, которые как-то кармически связаны с той эпохой.
О вдохновении и творчестве
— Вдохновения ждать особо не приходится, надо работать. Чтобы оно пришло, надо обязательно тренироваться. Бывают дни, когда ты ничего не можешь сделать. А бывает, когда ты что-то мурлыкаешь на диктофон, и из этого рождается потом произведение. Безусловно, моя музыка, особенно последняя, ближе всего к саундтрекам. Но проблема с саундтреками и фильмами сейчас достаточно серьезная. Заключается она в том, что музыка в кино стала меньше значить. Она стала больше сопровождать кадр, а сами режиссеры начали избегать яркой музыки. Они хотят усилить с помощью нее впечатление от кадра. В последние годы за счет Голливуда сложилось определенное количество штампов этой музыки, которая повсеместно звучит. Найти режиссера, который бы заказал и почувствовал тонкую душу художника, тяжело.
О телевизионных шоу
— Мне никакие современные музыкальные проекты не нравятся. Они все не совсем про музыку, они про соревнования. К сожалению, все эти проекты девальвировали профессию артиста. Артист интересен в проекте. Пока он там есть, выполняет какую-то роль. Как мыльные оперы эти все проекты. Там есть талантливые люди. Но лишь немногие встают на самостоятельный путь вне проекта. В основном те, у кого есть менеджеры и продюсеры. Телевидение решает свои задачи, им важно, чтобы их смотрели. И в этой погоне они не гнушаются ничем и попросту нас разыгрывают.