Последний полет над Орском
Эта история могла остаться никем не замеченной. Если бы не Мария Зырянова из Кемерово. Два года назад ее письмо с просьбой отыскать могилу брата, который погиб в годы Великой Отечественной войны в Орске Оренбургской области, попало в местный музей.
Трагедия, о которой сегодня могут рассказать единицы, произошла в районе колхоза имени Чапаева [сегодня поселок Новоказачий] 7 июля 1943 года. Тогда здесь располагался запасной аэродром 2-й Высшей школы штурманов и летчиков авиации дальнего действия.
– Это было поле с грунтовым покрытием, как утверждают свидетели тех лет, – поясняет старший научный сотрудник Орского краеведческого музея Елена Нижник. – Сама авиационная школа располагалась в Средней Азии, куда была эвакуирована из Иваново. В Орске, в районе бывшего женского монастыря, располагались, говорят, авиамастерские, где ремонтировали двигатели. Что было на самом деле, установить могут лишь подлинные документы, которые находятся в Подольском архиве Министерства обороны.
Но суть в другом: спустя семьдесят лет стали известны имена тех, чья могила оставалась безымянной. Ведь Зырянова не знала даже даты гибели своего брата Петра Надеждина.
– Если бы не ее настойчивость, мы бы до сих пор не знали, чьи останки покоятся на кладбище поселка Новоказачьего, – рассказывает Евгений Стороженко, который сейчас занимается вопросами благоустройства памятника погибшим летчикам. В далеком 43-м свидетелем той авиакатастрофы стал его отец. При посадке на аэродром, который находился между Банным и Чапаевкой, самолет задел за провода, рухнул и сгорел.
– Я видела, как все произошло, – делится воспоминаниями Зоя Николаенко, старожил поселка Новоказачьего. – Как упал самолет, как горел, как ехали на то поле машины. Тут же поселка тогда не было, стояли казармы и самолеты-истребители, которые пригоняли с фронта «на отдых». Два гроба с останками летчиков схоронили в тот же вечер.
Хотя речь все-таки идет о трех солдатах – стрелке-радисте Петре Надеждине, слушателе-летчике Александре Бумажкине и летчике-инструкторе Петре Великом. По свидетельству очевидцев сначала их тела захоронили у аэродрома, а после войны перенесли на поселковое кладбище. В 1986 году отец Стороженко сотоварищи привез с аэродрома «Сокол» два крыла списанного ИЛ-28 и установил их на могиле. Кили самолета стоят до сих пор, но только два года назад на них появились подлинные фамилии погибших летчиков. Правда, к памятнику местные жители самовольно приставили две мраморные таблички, где перечислили имена односельчан, которые в годы войны пропали без вести или погибли. А самое печальное, фотографию Надеждина с перечисленными на ней фамилиями погибших летчиков, скорее всего, те же жители поселка просто убрали.
– Это неуважение к памяти погибших на нашей земле солдат, – комментирует председатель совета ветеранов города Николай Никоноров. – Эскиз мемориала уже готов: кили останутся на месте, появится мраморная табличка с именами летчиков. С мраморными плитами, на которых имена посельчан, нужно будет что-то решать. Не дело, когда «на костях» погибших значатся фамилии других людей. Думаю, для них нужно сделать отдельный мемориал.
Но есть мнения, что в те военные годы близ Орска произошло будто бы две катастрофы.
– Когда мы попросили откликнуться тех, кто что-либо помнит о той авиакатастрофе, то получили немало сообщений, – объясняет Елена Нижник. – Одни заявляли, что летчики похоронены на кладбище Чапаевки, другие – что на старогородском. Сложилось впечатление, что речь идет о разных событиях.
Так, Надежда Савельева предположила, что катастрофу потерпел самолет из летной части, что стояла в Кумаке, а летчиков было пятеро и у каждого отдельная могила на старогородском кладбище. Рядом – могилы умерших от ран в орских госпиталях. Сейчас осталась одна могила.
А вот что поведал Александр Оберемюк:
– В 1943 году мой зять служил в авиамастерских, где ремонтировали и наши самолеты, и трофейный четырехмоторный немецкий. Катастрофа произошла в феврале, когда испытывали вражеский трофей. В полет отправились три летчика и десять техников. Аэродром располагался за мясокомбинатом. После взлета самолет направился в сторону станции Никель, развернулся в сторону Тукая и повернул назад к аэродрому. Но в полутора километрах от поворота дороги от мясокомбината на Гудрон вдруг резко накренился и рухнул на пустырь. Погибших летчиков хоронили на старогородском кладбище, вместо памятников установили 13 звездочек. Могилы находятся ближе к Коровьему озеру.
– Слухи о трофейном самолете, который ремонтировали в орских авиамастерских, ходили долго и упорно, – говорит Елена Нижник. – Но было ли все-таки две авиакатастрофы? Это вопрос без ответа. В случае со вторым происшествием и зацепиться не за что, нам даже неизвестна точная дата. Старые могилы есть, но кто там захоронен, неизвестно.
Зато мы знаем подробности случая первого…
– Долгое время бомбардировщики дальнего действия были засекречены, – подытоживает Евгений Стороженко. – Теперь эта информация не является секретной.