Из школы сразу в строй

Воспоминания Копытова Николая Владимировича, ветерана Великой Отечественной войны, командира артбатареи

О начале Великой Отечественной войны я услышал на руднике Тукан Белорецкого района Башкирской АССР. 22 июня 1941 года. Воскресенье. На здании рудничного комитета профсоюза громкоговоритель прервал передачу. По радио выступил В.М. Молотов.

Война… Известие сразу разнеслось по поселку. Тяжесть навалилась на плечи, согнула, сгорбила даже молодых. На стихийном митинге, в выступлениях звучало: война будет недолгой и победоносной. Особенно горячились молодые. Те, кто постарше о быстрой победе помалкивали. Молодые рвались на фронт. Военкомат осаждали вчерашние школьники, их отправляли домой со словами: подрастите!

Пришел октябрь. Белорецкий районный комитет ВЛКСМ, совместно с райвоенкоматом, пригласили ребят окончивших 9-10 классы и предложили на выбор несколько военных училищ. Я и несколько моих товарищей подали заявления с просьбой зачислить нас курсантами 2-го Ленинградского Краснознаменного артиллерийского училища, эвакуированного в Башкирию, оно располагалось в городе Белорецке. Первый набор курсантов был, в основном, из допризывников Белорецкого района. Занятия начались в декабре 1941 года. Теперь я курсант, меня готовят быть командиром огневого взвода, 152 мм, гаубиц — пушек.

Занятия проходили без выходных, по 10-12 часов в день, учеба продолжалась пять с половиной месяцев. Сдали экзамены, присвоили воинское звание лейтенанта. Весь выпуск училища выехал в распоряжение Московского военного округа. Прямо с Казанского вокзала нас направили в Коломенский артиллерийский центр формирования артиллерийских полков. 86 гвардейский артиллерийский полк только начинал формироваться, рядовых бойцов в батарее было человек 20.

Офицер я один. Исполнял обязанности командира батареи 122 мм гаубиц образца 1938 г. Полк должен входить в состав 37 гвардейской стрелковой дивизии, которая тоже находилась в стадии формирования на базе воздушно-десантных корпусов базирующихся в подмосковных Люберцах.

Личный состав формировался из призванных по мобилизации бойцов, часто незнакомых с артиллерией. 27 июля, на большой поляне в Щуровском лесу под Коломной, была построена деревянная трибуна, на поляне выстроены воинские подразделения из числа бойцов вернувшихся из госпиталей и прибывших по очередному призыву.

Мне было разрешено подбирать в любом построении бойцов и ставить в строй своей батареи. Приглашал только добровольцев и в первую очередь знакомых с артиллерией. Добровольцы были, батарею укомплектовали личным составом.

Генерал-полковник артиллерии Н.Н. Воронов зачитал Приказ Наркома обороны № 227 «Ни шагу назад». На должность командира батареи прибыл из запаса старший лейтенант Терещенко. Я назначен заместителем командира батареи по строевой части.

Интенсивная подготовка, учебные стрельбы. Результат обучения признан удовлетворительным.  Гаубицы и «студебеккеры» были уже на платформах. Погрузились в теплушки и к Сталинграду.