От точки до сети — составляющие успеха торгового дела
С 1998 года супруги Наталия Корепина и Юрий Попов успешно ведут семейный бизнес по развитию сети продуктовых магазинов в Вологде. Их компания (ООО «НИКо») прошла путь от одной торговой точкой до успешного предприятия, ведущего деятельность в четырех собственных капитальных магазинах.
В апреле молодые предприниматели получили инвестиции Венчурного фонда Промсвязьбанка и «ОПОРЫ РОССИИ» на завершение большого проекта по открытию торгового центра в одном из активно развивающихся районов Вологды. О том, как успешно развивать компанию в кризис, о важности социальной функции бизнеса и выборе правильных партнеров рассказывает сооснователь компании Наталия Корепина.
— Наталия, с чего начинался Ваш бизнес?
— Все начиналось в 1996 году с одной небольшой торговой точки на окраине г. Вологды. К этому времени я уже имела представление о торговом деле, так как еще со школьных лет помогала брату в развитии бизнеса. Считаю, что появление собственной торговой точки было логическим продолжением моей трудовой деятельности. Открытию собственного бизнеса также способствовали практическое отсутствие конкурентов и растущий спрос на товары массового потребления, включая продукты питания.
— С какими сложностями Вы столкнулись на пути становления и развития компании?
— У каждого бизнеса в процессе его развития, так или иначе, возникают сложности, связанные как с его расширением, так и с проживаемым периодом времени. Когда наш бизнес только начинался, в основном это были организационные трудности: практически всю работу приходилось делать самим, вплоть до закупки и поставки товара в торговую точку. По мере изменения экономической и законодательной базы, а также по мере расширения нашего бизнеса и появления новых торговых объектов, спектр стоящих задач и решаемых вопросов, конечно же, увеличился. В процессе работы возникают и технические, и административные, и кадровые, и многие другие вопросы, решая которые, получаешь не только желаемый результат для бизнеса, но и бесценный опыт личного роста. Поэтому сложностей, если они и возникают, мы не боимся, а воспринимаем их как возможность научиться чему-то новому!
— Насколько менялся бизнес-климат с течением времени?
— С самого начала мы сделали ставку на магазины формата «у дома». И не ошиблись! Магазины данного формата оказались очень востребованы покупателями. Естественно, с течением времени, на рынке розничной торговли продуктами питания стало появляться все больше и больше новых магазинов, представляющих, в основном, крупные торговые сети.
Однако одним из главных преимуществ наших магазинов является своевременный мониторинг спроса на товары, который обеспечивает присутствие на прилавках необходимого и востребованного ассортимента. За счет этого мы обеспечиваем возможность нашим покупателям, многие из которых являются постоянными, приобретать у нас всегда свежую, качественную и любимую продукцию, а нашей сети благополучно существовать на рынке розничной торговли продуктами питания в течение уже многих лет.
— Как удалось прийти от одной торговой точки к целой сети?
— Не в моих правилах останавливаться на достигнутом! Когда открылся и успешно стал работать первый магазин, появились уверенность в правильности выбранного направления деятельности и опыт ведения бизнеса. Второй и последующие торговые объекты открывали, как говорится, «по накатанной схеме», имея четкое представление о том, что и как необходимо делать.
— Что является самым сложным в данном направлении бизнеса?
— Самым сложным, пожалуй, является процесс открытия нового торгового объекта. Но, как я уже говорила, сейчас он проходит «по накатанной схеме», а сложность, в основном, заключается в том, что большое количество вопросов необходимо решать одновременно.
— Отразилась ли как-то экономическая ситуация на вашем бизнесе?
— Преимущественно мы работаем с поставщиками российской продукции. В настоящее время существенную долю полочного пространства занимают местные производители, которые из-за высокого качества продукта, пользуются большим спросом потребителей. Мы всегда были ориентированы на российскую продукцию, и, особенно, на местного производителя, поэтому экономические санкции на нашей торговой сети никак не отразились.
— Насколько важна внутрикорпоративная политика для успешного бизнеса?
— Многие наши сотрудники работают в компании уже много лет. И это определенный знак качества для нас. К кадровому вопросу нужно подходить серьезно! В нашей организации ведется тщательный подбор персонала, многие кадровые решения принимаются с учетом мнения работников. Кроме того, периодически проводятся корпоративные мероприятия и конкурсы, направленные на сплачивание коллектива. Наша кадровая политика основана на диалоге с работником. Для нас важно, чтобы каждый сотрудник знал, что его труд очень значим для компании! Большую роль также играет личное общение руководителя с сотрудниками. Это позволяет вовремя заметить негативные тенденции в коллективе и своевременно предупредить конфликтную ситуацию.
— Какое место в Вашем бизнесе занимает социальная активность?
— Наша организация является постоянным участником социальных и благотворительных проектов. Мы неоднократно оказывали благотворительную помощь в проведении встреч ветеранов, праздничных мероприятий в районе Прилуки города Вологды, оказывали благотворительную помощь детям-сиротам, профинансировали научно-исследовательскую работу по теме «Разработка стратегии развития жилищной строительной индустрии на территории муниципального образования «Город Вологда» на период до 2025 года и ориентиров ее развития до 2035 года».
— Я считаю, что бизнес не должен ограничиваться только экономическими целями. Он обязан учитывать человеческие и социальные аспекты жизнедеятельности, а также способствовать достижению социальных целей общества в целом. Безусловно, когда речь идет о бизнесе, экономические цели являются первоочередными, но и в этом случае бизнес также выполняет социальную функцию, а именно, обеспечивает занятость населения.
— Расскажите о ближайших планах развития Вашей компании. Какие возможности позволила реализовать поддержка Венчурного фонда?
— Наши ближайшие планы связаны с развитием нового торгового комплекса, который является частью масштабного проекта нашей компании по участию в развитии инфраструктуры района Прилуки города Вологды. Этот проект существует с 2007 года. В рамках проекта в 2009 году был построен и успешно функционирует крупный двухэтажный магазин смешанных товаров. Надеемся, что новый торговый комплекс также завоюет доверие покупателей, которых, безусловно, приятно удивят широкий ассортимент товаров и очень привлекательные цены.
— В рамках вышеуказанного проекта существенную поддержку нам оказал Венчурный Фонд Промсвязьбанка и «ОПОРЫ РОССИИ». Когда для открытия торгового комплекса нам потребовались инвестиции, мы обратились к нашим давним партнерам в ПАО «Промсвязьбанк». Нам предложили подать заявку на инвестиции в рамках существующего Венчурного фонда, который был создан для поддержки предприятий малого бизнеса. Мы решили принять участие в отборе заявок на финансирование фондом, и не ошиблись! Презентация нашего бизнеса прошла успешно, мы получили поддержку фонда.
— Условия инвестирования, предложенные фондом, выгодно отличаются от условий предоставления займов кредитными организациями, поэтому сотрудничество с фондом нам, безусловно, очень интересно. Я считаю, что сотрудничество с Венчурным фондом помогло нам не только запустить наш новый проект, но и подняться на качественно новый уровень ведения бизнеса!
— Наталия, в последнее время довольно часто поднимают тему роли женщин в российском предпринимательстве. Скажите, из Вашего личного опыта, тяжело ли женщине в бизнесе или это, скорее, плюс?
— В настоящее время словосочетание «бизнес женщина» вполне привычно. Как правило, женщина обладает набором качеств, которые очень помогают при ведении дел. Например, эмоциональность, контактность, предприимчивость. В данном случае они могут сослужить хорошую службу, так как приходится вести большое количество переговоров. В бизнесе с успехом могут быть использованы и другие качества, присущие женщине: тяга к совершенству, учет мнения окружающих и общепринятых норм, высокие моральные и нравственные ценности.
— Однако я считаю, что в современном обществе пол делового человека большого значения не имеет. В период экономической нестабильности особенную значимость приобретают умение соблюдать достигнутые договоренности, ответственность за принятые решения и способность достигать поставленных целей, сохраняя при этом человеческое лицо. Кроме того, успех в деле часто зависит от степени доверия коллег и партнеров. Репутация имеет огромное значение!
— За время своей предпринимательской деятельности я приобрела устойчивые экономические и партнерские отношения, которыми я очень дорожу. И еще, для меня, как человека бизнеса, очень важно, что люди, с которыми я работаю, доверяют моему честному слову, и воспринимают его наравне с письменными договоренностями.
Комментарий вице-президента — управляющего директора по развитию малого бизнеса ПАО «Промсвязьбанк» Кирилла Тихонова.
«На данный момент Венчурным фондом ПСБ профинансирован 21 проект, из которых 8 проектов относятся к сфере торговли. Это говорит о том, что сфера торговли по-прежнему является растущим сегментом. За последнее время предпринимателям во многом пришлось подстраиваться под меняющиеся условия рынка. И приятно, что в портфеле фонда появляется всё больше проектов, не зависящих от импорта», — говорит вице-президента – управляющий директор по развитию малого бизнеса ПАО «Промсвязьбанк» Кирилл Тихонов.
Комментарий руководителя Венчурного фонда Промсвязьбанка и «ОПОРЫ РОССИИ» Алены Соковой
«ООО «НИКо» было организовано в кризисный год. Несмотря на это предприниматели успешно развивают бизнес, используя предлагаемые администрацией города меры поддержки МСП и кредитные средства, своевременно исполняя возложенные на них обязательства, — говорит руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова. — При рассмотрении сделки на инвестиционном комитете в качестве одного из плюсов проекта была отмечена низкая зависимость от импортных товаров (всего 15% в структуре продаж компании). Подобное распределение ассортимента очень актуально в текущей ситуации и минимизирует валютные риски, которые сейчас высоки в торговой отрасли».
Очередной отборочный тур проектов молодых бизнесменов Вологды на получение инвестиций Венчурного фонда Промсвязьбанка и «ОПОРЫ РОССИИ» пройдет 9 июня 2015 года в рамках межрегионального форума «Бизнес-Успех».
Узнать более подробную информацию о Венчурном фонде и подать заявку на участие в отборе проектов можно на сайте www.psbfund.ru
Справка о Венчурном фонде:
Венчурный фонд был запущен Промсвязьбанком в сотрудничестве с общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в феврале 2013 года для поддержки и развития молодежного предпринимательства. Фонд инвестирует в проекты из традиционных сфер бизнеса: производство, торговля, услуги В2С и В2В сектора. Проекты из IT-индустрии, научной сферы и инновации к рассмотрению экспертами фонда не принимаются. Общий размер
фонда – 300 млн рублей. Сумма инвестиций в один проект от 1,5 до 10 млн рублей.Всего в портфеле фонда уже 21 профинансированный бизнес-проект предпринимателей из различных регионов России на общую сумму более 95 млн рублей.
Генеральная лицензия № 3251 от 17 августа 2012 года.