Оренбург овациями встретил премьеру «Трех мушкетеров»
Уникальное явление имело место быть в дни премьерных показов мюзикла «Три мушкетера» в театре Музыкальной комедии. Да, авторы музыки или драматургической основы приезжают на премьеры довольно часто, но чтобы сразу трое – такого не припомнил никто, даже старожилы театра. Автор пьесы Марк Розовский, автор стихотворных текстов Юрий Ряшенцев и композитор Максим Дунаевский – замечательное трио бурей аплодисментов приветствовала публика, пришедшая на премьерные спектакли.
«Подарок всей жизни»
Предшествовала премьере в театре презентации пятитомного собрания сочинений Юрия Ряшенцева. На встрече присутствовала жена и соавтор Ряшенцева Галина Полиди, а также его старый товарищ и соавтор, народный артист России, драматург, руководитель московского театра «У Никитских ворот» Марк Розовский.
Юрий Евгеньевич сразу назвал выход пятитомника своих произведений в Оренбургском книжном издательстве им. Г. Донковцева « …подарком всей жизни, подарком о котором невозможно было даже мечтать». В этих словах нет и тени лукавства, ведь в наши дни даже выход двухтомника считается большим успехом и победой, а пять томов – нечто недостижимое. Нельзя не отметить, что Оренбургский благотворительный фонд «Евразия», который стал инициатором и организатором прилета в Оренбург знаменитых гостей, способствовал еще и тому, что книжную новинку получили все библиотеки и музеи областного центра.
Спонсорскую поддержку приезду в Оренбург сразу трех авторов и их жен, которые являются не просто музами, но и верными соратницами, оказал «Евразии» президент группы компаний «Армада» Андрей Аникеев.
Презентация книг началась с проникновенного рассказа Юрия Евгеньевича Ряшенцева о его детских годах, пришедшихся на военные годы, и проведенных в эвакуации в Оренбурге (тогда Чкалове). Но это была не вынужденная эвакуация, когда тысячи людей приезжали в лихие военные годы на новые места жительства, в основном, на Урал и Среднюю Азию. Юрия сюда сознательно привезла его мама, так как именно в Оренбурге прошли её детские и юношеские годы. Но даже в городе детства война давала о себе знать голодом и другими лишениями, потому и приходилось переехать в станицу Нежинская, чтобы быть поближе к земле. Именно там, в местном храме Юрий Евгеньевич поставил свечу у иконы Святой Ксении Петербургской, ведь его мама носила это же имя.
На встрече Юрий Ряшенцев прочитал несколько стихотворений, некоторые из которых навеяны оренбургскими мотивами. Вышедший вслед за поэтом режиссер Розовский иронично заметил, что с детства не любил слушать, как поэты читают свои стихи – все время хотелось показать им, как надо читать стихи на самом деле, — поэтому, наверное, и стал режиссером. Но чтение стихов Юрием Евгеньевичем пробрало и его, настолько они были искренни и вдохновенны.
Оценили премьеру
На следующий день, в субботу 7 октября, в театре музыкальной комедии состоялась пресс-конференция, на которой присутствовал и автор музыки, прославленный композитор Максим Дунаевский, которому, в отличие от своих соавторов, еще только предстояло посмотреть премьерный спектакль.
— В Оренбурге уже привыкли к приезду авторов на премьерные спектакли, но такого, чтобы сразу три создателя ставшего уже культовым произведения, приехали на премьеру – это впервые, и это втройне ответственно для театра. Все это стало возможным еще и благодаря большой творческой активности куратора театра, заслуженного деятеля искусств РФ Кима Брейтбурга, — отметила, предваряя пресс-конференцию, министр культуры и внешних связей Оренбургской области Евгения Шевченко.
Министра поддержал и композитор Максим Дунаевский, который только готовился посмотреть постановку, но также отметил, что Ким Брейтбург явно способствовал тому, что театр переживает второе рождение. Также Максим Исаакович подчеркнул, что никогда не вмешивается в процесс постановки его произведений, предпочитает быть зрителем, и потом уже делать выводы.
— За долгие годы существования сценической версии «Трех мушкетеров», я повидал неимоверное количество постановок, — добавил композитор, — некоторые меня радовали, их было большинство, некоторые огорчали, как например недавняя постановка в болгарском городе Варна. Она была настолько плоха, что даже не выдерживала критики. Но актеры искренне старались, — они ведь не виноваты, что в Болгарии не существует традиции постановки мюзиклов.
Юрий Ряшенцев заявил, что он, напротив, очень волновался, но уже минут через пять, понял, что все будет хорошо, ведь артисты работали так искренне и радостно, что сомнений в положительном результате не осталось.
— Я низко кланяюсь театру и артистам за их оптимизм и высокий класс игры, — заявил поэт. – Постановка Сергея Миндрина производит целостное и яркое впечатление.
В отличие от своего товарища, Марк Розовский не был столь оптимистичен.
— Мне очень понравилось, как в постановке бережно отнеслись к гениальным музыке и стихам, — отметил режиссер, — мне также понравилось, что от пьесы, которую я написал для театра почти 40 лет назад, тоже кое — что осталось. Я понимаю, в новое время требуются новые ритмы и скорости, я сам режиссер и зачастую позволяю себе сокращать пьесы в целях улучшения их смотрибельности. Единственный автор, с которым я не позволяю подобных манипуляций – это Чехов. И потому я понимаю, что пьеса, поднимающая достаточно серьезные вопросы о мужской дружбе и чести, превратилась в яркий калейдоскоп сменяющих друг друга событий. Но с чем я соглашусь, — добавил Розовский, — так это с тем, что артисты играют с таким куражом и страстью, что язык не поворачивается делать им замечания.
В заключение, все три гостя, не сговариваясь, отметили, что в наше рассудочное и жесткое время, когда так не хватает романтики и благородства в отношениях, подобные произведения, призваны эти чувства пробуждать. Ведь не зря же, созданный почти 200 лет назад роман Александра Дюма «Три мушкетера» до сих пор вызывает интерес у творческих людей. Особенно преуспели в этом киношники. Экранизаций приключений д’Артаньяна и его друзей – не счесть. Гости пожелали оренбургскому спектаклю долгой жизни на сцене и благодарных зрителей.
«Капитанская дочка»
Визит на оренбургскую землю Максима Дунаевского, Юрия Ряшенцева и Марка Розовского, скорее всего, будет иметь продолжение. Фонд «Евразия», с целью наибольшего проникновения духом Пушкина и Пугачева, провез гостей по местам съемки фильма «Русский бунт». И в рамках уже начавшейся работы над мюзиклом «Капитанская дочка», Максим Дунаевский обсуждал совместные планы с директором театра Светланой Борисовой. Так что число «три» по любому должно оказаться для оренбургского искусства счастливым.