«Думали – разнесут декорации, когда поздравляли нас». В Москве с триумфом выступил оренбургский театр кукол «Пьеро»
Международный фестиваль театров кукол «Образцовфест-2017» проходил в столице с 8 по 15 октября. Впервые за долгие годы театральный форум носил подзаголовок – «Регионы России. Впервые в Москве!» Целью данного слета было знакомство столичных жителей и критиков с кукольными театрами России, причем лучшими из лучших, прошедших тщательный отбор у взыскательной комиссии. Итогом этого отбора стал приезд в столицу 19-ти театров из российских регионов.
Невероятно, но – факт: сразу два оренбургских кукольных театра, областной и муниципальный «Пьеро», стали участниками Всероссийского форума. Первый – показал недавнюю премьеру, спектакль «Мертвые души» по Гоголю, а второй – уже известную многим социально-философскую сказку «Варвара Ивановна» по мотивам сказки Бориса Шергина. После возвращения из столицы руководители и артисты театра «Пьеро» ответили на вопросы RIA56.
— Стало ли приглашение на столь престижный театральный фестиваль для вас неожиданным?
Александр Ярилов, художественный руководитель муниципального театра кукол «Пьеро», заслуженный артист РФ:
— Я узнал о том, что мы поедем на «Образцовфест» во время гастролей в Оренбурге Государственного академического театра кукол им. С.В. Образцова. Директор театра Ирина Корчевникова, как-то, походя, сказала – а мы вас отобрали на фестиваль. Я знал, что происходит отбор, мы посылали в жюри видео нашего спектакля, но вовсе не «Варвары Ивановны», а детской сказки «Аленка и её гусенок». Но худрук ГАЦТК, Борис Константинов категорически заявил – «Только Варвару Ивановну!»
Это, конечно, было приятно, но дело в том, что исполнитель главной роли Платон Селивановский, уже несколько месяцев как ушел из театра, переехав в Санкт-Петербург. Эта роль вообще роковая для нас. Сначала умер ведущий актер, первый исполнитель главной роли Андрей Антонов. Его с успехом заменил Платон, которого заметили в петербургском кукольном театре «Сказка» и пригласили туда на работу. Сами понимаете, от таких предложений не отказываются. Но нам надо было спасать положение… Мы созвонились с Платоном и договорились, что он приедет в Москву только сыграть спектакль. Так и случилось.
Вообще выступление было чрезвычайно ответственным. Мало того, что были проданы все билеты, но в зале еще присутствовали 35 руководителей других театров из России – это совсем другая аудитория, оценивают работу буквально по «гамбургскому счету».
Чтобы не затягивать время скажу, что спектакль наш был принят всеми однозначно, причем, многие смотрели его уже по несколько раз. Так, Григорий Гольдман, из Ставропольского театра видел его уже 5 раз (это по его подсчетам), и пошел снова. А вот Владимир Бирюков из Пензы известен тем, что никогда не смотрит спектакли по два раза. И вдруг я вижу его в зале. Как же так, — говорю, — ведь ты уже видел его в Уфе! А Он так хитренько отвечает, — а на хороший спектакль не грех и второй раз сходить.
— Всякий успешный показ на столь крупном фестивале имеет свои последствия – другие фестивали, гастроли, премьеры…
— У нас такие последствия начались еще в сентябре, после участия в фестивале «Рязанские смотрины», где мы показывали спектакль для маленьких «Аленка и её гусенок». Нас сразу пригласили на международные фестивали в Болгарию, Турцию и знаменитый «Муравейник» в Иваново. Практически все интересовались, как можно попасть на наш «Оренбургский арбузник», а худрук ГАЦТК Борис Константинов прямо-таки застолбил участие своего спектакля в нашем скромном фестивале. Также обещал привести к нам свою постановку Шекспира Вологодский театр.
— Как вы можете оценить уровень показанных на «Образцовфесте» спектаклей? Действительно ли это лучшие из лучших?
— На мой взгляд, спектакли разные, учитывая, что там были представлены постановки и для детей, и для взрослых. Большой интерес вызвали спектакли «Мюнхгаузеншоу» по Гр. Горину в Ульяновском театре, «Превращение» Ф. Кафки в Пермском театре, «Повесть о Дионисии-иконнике» из Вологды. Да, практически все были чем –то интересны и запомнились Еще вот какой парадокс, не могу об этом не сказать – Пензенский театр, которым руководит Владимир Бирюков – крошечное здание, зальчик на 50 мест, а ставят такие спектакли, что раз от разу «Золотые маски» получают. На фестивале они показали драму Николая Коляды «Попугай и веники», которую не поставил ни один из «взрослых» театров. В пензенском театре всего шесть артистов, также как и у нас, но работают они буквально, как рабы на галерах – 650 спектаклей в год.
— Всего в России примерно 200 кукольных театров, но многие из них так и застыли на уровне своего города, не развиваются и не растут. Отчего зависит успех? Как попасть в ту славную «обойму» лучших, которые у всех на слуху и на виду?
— В первую очередь в театре должен быть лидер, который поведет труппу за собой. Все остальное приложится.
— Что интересного было помимо собственно фестивальных показов?
Марина Ярилова, главный художник Оренбургского муниципального театра кукол «Пьеро», заслуженный художник РФ.
— Обязательно скажу о творческом вечере замечательного театрального историка и публициста Бориса Голдовского. Он презентовал на нем свою книгу «Сергей Образцов», вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей». Это было прекрасная, теплая встреча, где, как ни странно, тоже упоминалась наша «Варвара Ивановна». Но главное для нас – это общение с коллегами, которого было в избытке. И так приятно было получить фирменный знак театра Образцова – знаменитую раскрытую ладонь!
Да, еще не забыть бы! В этом сезоне на нашей сцене будет показан спектакль, удостоенный «Золотой маски» — это «Золушка» в постановке Санкт-Петербургского театра «Кукольный дом».
— Вопрос к артистам. Как вы восприняли столь успешный показ спектакля?
Дмитрий Толкунов, артист
— Эмоции буквально захлестывают, но самое интересное было, когда мы все испугались, что хлынувшая с поздравлениями толпа народа разнесет наши хрупкие декорации. Все хотели посмотреть на наших кукол, узнать как они сделаны, как работают.
Олеся Баранникова, актриса
— Я в спектакле не участвовала, там только мужчины. Меня взяли в качестве рабочего и помощника. И вот, когда я гладила помявшийся в дороге реквизит, то отбоя не было от желающих посмотреть детали наших кукол. Ведь у нас Марина Юрьевна такая выдумщица, сделала в каждом персонаже столько деталек, что разглядеть их можно только с близкого расстояния, вот все и ломились посмотреть.
А еще на следующий день после показа «Варвары Ивановны», её имя стало у всех на устах. То и дело можно было услышать, — «ну, ты прям, как Варвара Ивановна». Мы даже вздрагивали поначалу, но как приятно!