История новогодней ёлки в веках
Петровская эпоха положила начало обычаю ставить на Новый год ёлку. 20 декабря 1699 года был оглашён царский указ о том, что впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января.
Кроме того, в указе давались рекомендации, как организовать праздник. В честь Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда еще — Москву) хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе».
А «людям скудным» было предложено «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день». Так появилась в России традиция устанавливать елку на время зимних праздников.
Когда Петр I умер, его рекомендации были основательно забыты. Елка оставалась убранством только в питейных заведениях, которые перед Новым годом продолжали украшать елками.
Именно по этим ёлкам, которые привязывали к колу или ставили на крыше, любители «употребить» распознавали кабаки. Деревья стояли там весь год и только накануне нового праздника их меняли на свежие.
Этот обычай поддерживался в течение ХVIII и XIX веков. Как рождественское дерево елка появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. По инициативе великой княгини Александры Федоровны в 1818 году была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. Первый праздник для детей был организован на Рождество 1828 года для племянников императрицы Александры Федоровны.
На нём присутствовали и дети придворных. С этого времени по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати.
Точная дата, когда елка впервые появилась в русском доме, не установлено. В рассказе С. Ауслендера «Святки в старом Петербурге» (1912) говорится о том, что первая рождественская елка в России была устроена государем Николаем I в самом конце 1830-х годов, после чего по примеру царской семьи ее стали устанавливать в домах петербургской знати.
«Ёлочный бум» появился в середине 1840-х годов, когда немецкая традиция стала стремительно распространятся. Петербург охватил «елочный ажиотаж». Ставить ёлку стало модным и к концу 1840-х годов рождественское дерево становится привычным предметом рождественского интерьера.
Торговать ёлками стали с конца 1840-х годов. Они продавались у Гостиного двора, куда крестьяне привозили их из окрестных лесов. Уже в середине XIX 9 века елка становится вполне обычным явлением для жителей многих губернских и уездных городов.
Первая публичная елка была организована в 1852 году в петербургском Екатерингофском вокзале. В зале вокзала была установлена огромная ель которая «одной стороной… прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги».
Вслед за нею публичные елки начали устраивать в дворянских, офицерских и купеческих собраниях, клубах, театрах и других местах. К концу XIX века ёлка становится в России обычным явлением. Для лесников и крестьян из пригородных деревень их продажа стала одним из сезонных заработков. Продавались деревца в самых многолюдных местах: у гостиных дворов, на площадях, рынках.
После революции никаких специальных мер, запрещающих ёлки, большевики не предпринимали. Она стала чрезвычайной редкостью только из-за внешних обстоятельств, которые всё «сбили и спутали».
После Гражданской войны в городах, продавалось много ёлок, но из-за бедности мало кто мог позволить себе купить даже самое маленькое деревце. Мужики из пригородных деревень, которые привозили в город ёлки, теряли предрождественский заработок.
Благосклонное отношение советской власти к ёлке длилось недолго. В конце 1924 года «Красная газета» сообщила: «…в этом году заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах почти не видно ёлок — мало становится бессознательных людей».
Постепенно перестал существовать праздник «комсомольского рождества». С 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками. В 1929 году был отменён праздник Рождества, он превратился в обыкновенный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним.
В эти критические в судьбе ёлки годы казалось, что ей пришёл конец. Специальные дежурные в предновогоднее время вглядывались в окна квартир: не светятся ли где-нибудь огни ёлок. Перестали устраивать ёлки в школах и в детских садах.
«Конец неправильному осуждению ёлки» был положен в 1935 году. 28 декабря в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышевым: «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Автор призывал комсомольцев и пионерработников в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей.
«Предложение товарища Постышева» было принято к сведению молниеносно, и 31 декабря на прилавках магазинов, согласно сообщениям в прессе, уже появился «расширенный ассортимент ёлочных украшений».
Кафе, рестораны и крупные заводские столовые вновь готовились к организации ёлок в своих помещениях. Так, в течение четырёх дней был возрождён дореволюционный праздничный обычай.
В конце 1935 года ёлка была превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране».
Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников.
1 января 1947 года снова стало «красным днём календаря», то есть нерабочим, а ёлка в Доме союзов приобрела официальный статус «главная ёлка страны».
В 1954 году новогодняя ёлка получила «право на вход» в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца — обслуживала она по две тысячи детей в год.
После «оттепели» с появлением Кремлёвского дворца съездов главный детский праздник страны переместился туда.
Однако для всех нас самые желанные ёлки — домашние, на которые собирается вся семья. На этих праздниках люди забывают о той официальной роли, которую играла ёлка, и празднуют её как семейное торжество, по установившимся в семье традициям.
Источник: «Наука и жизнь», №12, 2007 год.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
В Оренбурге открывают новогодние ёлки: график торжеств
И вот она нарядная: как правильно выбрать ёлку