Олег Рукавицын: Фотография — та же поэзия и та же живопись
Олег Рукавицын – знаковая фигура оренбургской фотожурналистики. Редактор отдела фото газеты «Оренбуржье» в свои 42 года успел сделать сотни кадров для оренбургских и столичных изданий. Пять лет работал штатным фотографом «Комсомольской правды» в Москве, по возвращению в Оренбург сотрудничал с информациионным агентством РИА-Новости
.
Героями его фотоснимков в разное время становились как рядовые, так и известные люди [включая Президента]. Его фотографии отражают жизнь во всех ее гранях. В его объективе — такие знаковые события современной российской истории как чеченская военная кампания и последствия Чернобыля.
Во Всемирный день фотографа корреспондент RIA56 расспросил Олега Рукавицына о его понимании фотографии, людях в кадре и творческом начале.
— Расскажите, как пришли в профессию, как начали фотографировать?
— В фотографию я пришел через стихи. Я их писал, пишу до сих пор. Правда, гораздо меньше, чем раньше. И я пришел с этими стихами к Вячеславу Моисееву в газету «Комсомольское племя» в 1985 году. Попутно я занимался фотографией и пытался стихи свои иллюстрировать своими же фотографиями. И вдруг неожиданно увидел я, ожидая Вячеслава Геннадьевича в приемной, пачку черно-белых снимков. Это были работы Владимира Соколова. Я настолько был впечатлен, что захотел у него учиться. Ловил я его три дня, где-то он был в командировках. Каждое утро приходил, ловил. Когда я его наконец-то поймал, в комнату забежал всполошенный корреспондент со словами о том, что срочно надо сделать фоторепортаж. И Володя сказал: «У тебя фотоаппарат есть? Иди, снимай». И так ученик средней школы восьмого класса Олег Рукавицын в первый раз жизни пошел на фоторепортаж. Я отснял фоторепортаж, Володя при мне проявил пленку и сказал: «Смотри что получилось». Так мои первые кадры вышли в газете. Радость была неописуемая. Через две недели Володя Соколов сказал, что уходит в отпуск. Так я начал работать в областной молодежной газете фотокорреспондентом. Это были летние каникулы с восьмого на девятый класс. Было очень непросто.
— Первые съемки. Как это было? Страшно, волнительно?
— Конечно. Всегда страшно. Начинать всегда страшно. Я ж фотокорреспондентом не работал, мне приходилось самому каким-то образом понимать интуитивно, изучая литературу, и глядя, как работают другие, что такое фоторепортаж, правила композиции, что от меня нужно газете. И поэтому было страшно, да. И я ошибался.
— А если подробнее об ошибках. Много было брака поначалу?
— Много. Я и сейчас много выбраковываю, потому что позиция такая. Бывали неудачи. Потому что условия съемки в фотожурналистике неважные. Свет ужасный. Приходится перестраиваться на ходу. Учитывая при этом уровень фотоаппаратуры: фотоаппарата Фед-2 и пленки в 65 единиц. Отснимешь. Проявишь. Не получилось. И начинаешь все заново. Да, переснимать приходилось.
— А как вообще происходит отбор снимков?
— Отбор фотографий на самом деле же очень субъективная штука. Она зависит от взгляда человека на мир. Любого человека. Не важно, кто отбирает. От его культурной прослойки, так называемой. И от того, какие задачи стоят, какая тема должна быть раскрыта на съемке. Я выбираю свои работы очень субъективно, и стараюсь выбрать самый яркий момент. Главное, чтобы он раскрывал тему. И второе, отбирать снимки в плохом настроении, обычно с утра.
— Почему именно утром?
— Во-первых, мне любая съемка кажется ужасной на следующее утро. Даже если вчера я ей восхищался. Мне кажется это такая критика, которая должна присутствовать. Потому что если человек приходит и говорит: «Я лучший фотограф»,- это кошмар. И я встречал таких людей. Поэтому стараюсь относиться к своей работе критично. Но и дилетантской критики к своей фотографии я тоже не потерплю. Я буду ее защищать, если я вижу, что человек не понимает в этом ничего. Соответственно с утра я просто сажусь, и выбираю самые-самые 10-12 кадров из 1000. Начинаю с ними работать, отбраковывая еще три-четыре. Так получается обложка газеты, так получается два кадра в репортаж, или один кадр в репортаж. А через неделю я могу сказать, что мог сделать лучше.
— А выбракованные снимки удаляете все? Или же что-то оставляете и возвращаетесь к ним через время?
— По-разному бывает. Все зависит от съемки. Если я снимаю выступление какого-нибудь народного коллектива на косогорье, где-нибудь в Ташле, на закатном солнце, я стараюсь сохранить съемку. Если я снимаю заседание, говорящие головы, я удаляю ее безвозвратно, оставляя только отбор, 10-12 карточек.
— Вы говорили про самого лучшего фотографа, а как относитесь к тому, что сегодня чуть ли не каждый человек с фотоаппаратом называет себя фотографом?
— Я понимаю, что сейчас буду выглядеть неким старичком, который диктует моду молодым. Но, тем не менее, я не могу сказать, что это неправда. Сейчас огромное количество «нажимальщиков», людей, которые жмут на кнопку. Иногда бездумно, иногда копируя, то что они видели в интернете. Люди, у которых нет собственного взгляда, которые умеют только обрабатывать снимки, но не фотографировать. Не всякий человек с камерой — фотограф. Соответственно, карточку нужно не нажимать, а выжимать. Как тряпочку, когда пол моешь, чтобы насухо. Я говорю о том, что нужно уметь дожимать картинку до последнего, все что можешь. А «нажимальщиков» полно. Многое происходит от элементарной безграмотности, от слепого копирования. Среди этих ребят есть люди, которые на самом деле к чему-то стремятся. Но такая непозволительная вседозволенность и «демократичность», без постоянной учебы, ведет к деградации профессии.
— Как при таких условиях человеку, действительно желающему снимать, не затеряться в рядах «нажимальщиков»?
— Я думаю, что нужно просто работать над собой, и учиться у каких-то коллег, которые могут сделать по-настоящему. Я не говорю даже об оренбургских коллегах. Можно планку выше задрать, у нас много талантливых фотографов в стране вообще. Изучать ресурсы, смотреть, как люди раскрывают тему. Фотография, как школьное сочинение: должно быть вступление, должна быть хорошая интригующая середина и обязательно завершение. Или просто эссе. Тема должна быть раскрыта. Поэтому человек должен просто трудиться, долго и упорно. Много снимать каждый день, и смотреть на свои снимки. И не гордиться ими по возможности, а думать о них, как о чем-то, что можно сделать лучше. Смотреть, как делают другие, это конечно опасный путь, потому что можно прийти к копированию, но я думаю, нормальный человек не потеряется. Он постарается вытянуть что-то из себя, из своей души, что отличит его от остальных. Тогда постепенно, поступательными движениями, это произойдет. По щелчку пальцев это не происходит.
— Как выбираются темы для съемок?
— Начнем с того, что я работаю в газете. И работа фотокорреспондента заключается в том, чтобы идти за своим изданием. Соответственно, темы для меня выбирают. А темы бывают достаточно трудными. Тема аборта, как ты ее будешь раскрывать? Тема самоубийства, тема суррогатного материнства. Вот здесь надо думать. Иногда делаешь постановочные фотографии, иногда придумываешь что-то. Или тема ревности. Как? Соответственно газета диктует мне то, что нужно делать. Но, разумеется, я могу, и я очень доволен этим, выбрать тему для себя, и каким-то образом ее реализовать, и газета «Оренбуржье» дает мне такую возможность. Я не только следую за печатным средством массовой информации и интернет- сообществом, а делаю и что-то для себя.
— Для себя выбираются темы, которые интересны.
— Да. А близки мне темы, которые близки любому человеку. Любовь. Смерть. Трудно даже сказать… Вера. Старость. Человеческая радость. А проявлений у этих тем, как фотографических, так и нет, очень много. Переломить их через собственную душу и постараться это снять.
— Как подходите к организации съемки? Задается тема: аборт, ревность, и в каком направлении вы дальше двигаетесь?
— Я просто думаю о том, как это можно передать фотографически, и исхожу из собственных возможностей. Допустим, как я поступил с темой ревности? Понятно, что я не успею взять трех моделей, двух мужчин и одну женщину, или двух женщин одного мужчину, поместить их в замкнутое пространство, желательно, со студийным светом, и сделать какую-то мизансцену. Да и это будет как-то глуповато смотреться, наиграно. Поэтому в данном случае я пошел по пути символов, деталей. Я сфотографировал человеческий глаз через замочную скважину. Человек ревнует, за кем-то наблюдает, что-то подозревающий. Эту сценку снимали три человека, вместе со мной, потому что надо было найти натуру — замочную скважину, найти человека с нормальным глазом, и человека, который фонариком его осветил, потому что без фонарика глаз потерялся бы.
-Временные рамки заставляют искать новые ходы?
— По сути, да, так и есть. Хотя в этом нет ничего нового. Много символистов есть в поэзии, в живописи. Фотография — эта та же поэзия, и та же живопись.
— Заговорили про поэзию и живопись. Кто-нибудь оказал на вас влияние?
— Большое влияние на меня оказала рок-музыка. Так называемая школа русского рока: Гребенщиков, Шевчук, Кинчев, много разных команд. Большое влияние на меня оказала поэзия, разумеется. Арсений Тарковский, Блок, Лермонтов, классика — Пушкин, Есенин, Дудин. Много разной литературы, начиная от Лескова, я имею в виду прозаиков, Астафьева, и, заканчивая Стивеном Кингом. В живописи почти вся мировая классика. Я сегодня утром вспоминал Кандинского, Брейгеля. То, что когда-то впитал в себя, то и работает, хотя бы в половину. И потом существует же собственное видение, мир собственных стихов, мир собственных символов. Главное, чтобы они были понятны. И еще, чаще всего я снимаю не радость, я снимаю печаль. Печальных съемков в моей жизни достаточно. Настоящих, смертельных, по большому счету. Просто печальных людей. Умерших людей. Людей скорбящих. Много гробов, большое количество трупов, война.
— Как это все сказывается на вашем состоянии, как вы с этим справляетесь, потому что это очень же сложно и в эмоциональном плане, и вообще?
— Да никак. Так или иначе, это остается в голове, в душе, в сердце. От этого ты становишься более восприимчивым, дерганым, нервным. Все это оседает в человеке, и накладывает на него отпечаток. Человек становится, что называется, более пережившим. Грубо говоря, это сказывается на твоей нервной системе и душевной организации самым негативным способом. И справится с этим, ну как? сходить на йогу? ну можно. С этим невозможно справится. Это очень трудно.
— И еще очень много мыслей возникает попутно самых негативных. Когда ты стоишь, снимаешь людей, выходящих из морга, которые опознали жертв теракта — своих близких, и к тебе подбегает человек и проклинает тебя, разумеется, это негативно сказывается на твоей психике. Ну, а что делать? Работать-то надо. Редакция дала задание: надо снимать. И ты снимаешь. Потом нервничаешь, руки дрожат, со всеми вытекающими.
— После таких съемок сложно снова взять фотоаппарат в руки и идти снимать?
— Нет, не очень. Сложно взять себя в руки, взять фотоаппарат, после каких-то длительных, бездумных съемок.
— Говорящие головы?
— Не только. Если снимаешь очень долго, часа четыре, или шесть, событие какое-то длинное, ты очень много-много нажимаешь, а картинки все нет. Вот тогда в голове одни щелчки. На следующий день смотришь на фотоаппарат с ненавистью. Когда съемка длинная, тяжелая, и непродуктивная. Гребенщиков как-то пел: «Ох, нехило быть духовным – в голове одни кресты, — я ее перефразировал, — в голове одни щелчки». Тогда тяжело на самом деле. Нужно отдохнуть дня два-три по возможности, и с новыми силами, новым витком твоего восприятия браться за работу.
— Какая самая сложная съемка была?
— Трудно сказать… Самая сложная съемка была та, которой не было. Не состоялась. Мы поехали снимать Кижи, под Петрозаводском, зимой лютой, Карельской. Поехали снимать участие Киры Найтли в сцене охоты «Анны Карениной». Мы не могли добраться по воде, торосы стояли в человеческий рост до Кижей от Петрозаводска. Поэтому поехали, практически 400 км, по берегу. Добирались туда весь день, меняя четыре вида транспорта. Последние километров 10-15 проехали на санях. К саням, к снегоходу была пристегнута железная клетка, там была натянута веревка, и, лежа, держась за веревку, мы ехали. А когда прибыли на место поздно вечером, оказалось, что съемочная группа уже уехала. На следующее утро, таким же способом вернулись назад. Это было тяжело. Физически и морально тяжело. Еще и объясняться потом пришлось.
— А самая запоминающаяся?
— Позитивно? Негативно?
— Давайте позитивно.
— Мне однажды позвонили на мобильный из Управления по делам Президента и сказали: «Сегодня у нас мероприятие в Горках, вы в резиденцию Президента,- тогда это был Медведев,- приезжайте». Тогда я работал в «Комсомольской правде», спросил разрешение у редактора, он отпустил.
Высадило меня такси возле этой резиденции, подошли люди в штатском, спросили документы, стою посреди сосен, жду. Подождал минут сорок, меня проводили в голубой зал, уставленный музыкальной аппаратурой Дмитрия Анатольевича. На столе стоят пирожки какие-то, блинчики. Потом, смотрю, заходят какие-то подозрительно знакомые старички, приглядываюсь, а это Ян Гилан, Deep Purple. Дальше заходит Президент, начинает с ними общаться, они ему палочки барабанные дарят. Я все это снимаю. Это такой кайф. Сам-то я рок-н-рольщик по натуре. И эта съемка мне очень понравилась. Она была очень неожиданная, и очень неофициальная. Единение рок-культуры и власти, хотя бы на такое короткое мгновение. Раньше я думал, что такое невозможно, в принципе.
— Как добиваетесь того чтобы человек на снимке не позировал? Вот, например, в съемках из Андреевского монастыря.
— Начнем с того, что не все не позируют. Вопрос в том, как сделать так, чтобы зритель не понял, что человек позирует. Ну как позирует… Вот я увидел, как монах идет сквозь метель, увидел его спину. Я понимаю, что сейчас он зайдет в церковь, и такого момента больше не будет никогда. Начинаю орать и махать руками сквозь метель, и просить его повернуться. Человек понимает меня и начинает сквозь метель идти обратно, тогда я делаю эти кадры. Это не позирование в чистом виде, я немного исправляю ситуацию, чтобы зрителю более ясно выразить свою мысль.
— А если говорить о портретах каких-то, то я просто наблюдаю за работой или беседую, хорошо, если нахожу точки соприкосновения, тогда делаю кадр. Иногда я выглядываю из-за фотоаппарата, чтобы человек видел мои глаза. Иногда просто стою за спиной журналиста с телеобъективом и ловлю какие-то моменты. Надо прочувствовать в психологическом плане собеседника, понять в каком он настроении, понять, чем он занимается, или зацепиться за какую-нибудь деталь. Подчеркнуть какую-то его индивидуальную черту. Глаза. Антураж. Тут встает вопрос уже о том, что ты хочешь сделать: подчеркнуть лицо или место, где он находится. Объективов, как кистей у художника.
— Профессия фотокорреспондента — это еще и смекалка. А вот смекалки у меня маловато, честно могу сказать.
— Работаете чаще интуитивно или все до мельчайших деталей продумываете?
— Интуитивно. Чаще интуитивно. Больше продумывая детали до съемки, как правило, получаешь все совсем наоборот. И более того: чем большего ждешь от съемки, тем хуже она получается. Едешь на какое-то событие, думаешь, там будет много всего интересного, особенно когда пресс-релиз читаешь, а приезжаешь и там ничего. Ходят два человека вокруг каких-то бревен. И все. Делай с ними, что хочешь.
— Бывало так, что для себя тему раскрыли, а редактор думает наоборот?
— Бывало так, что, лучше бы ты снял вот то, вот это, чем то, что снял. Но, как правило, я это списывал не на свой счет. Потому что люди все разные, бывает, что-то недопонимают. Был случай, когда губернатор вручал автобусы. Не то, чтобы это было скучно, но картинка вся заезженная. А я увидел стоящую девушку, у которой были круглые зеркальные очки, подошел поближе и снял крупно перспективу автобусов через ее очки. И здесь уже три в одном: человек, который смотрит на перспективу автобусов. Все остальное уже можно обыграть в подписи. И если этот снимок публиковать на четыре колонки на первой полосе, зритель точно мимо не пройдет. И первое что у меня спросил один из редакторов: «Почему очки?». Мне трудно было ему объяснить, но все получилось в конечном итоге.
— Съемка в общественных местах: сложно?
— Для меня просто. Уже просто. Другое дело, если это касается твоей безопасности, тогда уже начинаешь думать. А в остальном, если это мирный сюжет, встаешь — снимаешь, не думая. Вообще, снимать лучше не думая. Пока ты думаешь, кадр уйдет. Одна из заповедей фотокорреспондента гласит: «Заметил? Снимай, не раздумывая. Лучше снять, и извиниться, чем не снять, и не извиниться»
— А к людям подходите, спрашиваете разрешения?
-Нет. Другое дело, если это касается их детей, которые хорошо что-то делают: на качелях качаются, бегут на роликах и т.д. Я обязательно подойду, после того, как снял, и спрошу. Разумеется, некоторые замечают, когда я снимаю, и говорят: «Не снимайте. Что вы делаете?». В таких случаях я беспрекословно удаляю.
— А что касается человека на общественных мероприятиях, так руки развязаны — снимай, что хочешь. Человек вышел в социум, и то, что он делает, это его проблемы, а не мои.
— Были, конечно, и проблемы. Как-то снимал, как вода льется из водосточной трубы в дождь. Рядом с трубой была лужа, и через нее переступали разные женщины. Все как-то в один кадр увязывалось — я снимаю. Вдруг меня палкой по спине кто-то ударяет. Поворачиваюсь. Стоит пенсионер, бьет меня по плечу, и заявляет, что это стратегический объект и снимать здесь нельзя. Это был торговый центр.
— Было время, когда вы снимали различных звезд, известных людей. Снимаете вы и обычных людей, горожан. А с кем сложнее?
— Мне со звездами сложнее. Во-первых, потому что я большую часть из них не очень хорошо понимаю, всю эту тусовку. А, во-вторых, потому что приходится работать на всяких мероприятиях длинных и долгих, день рождения Волочкой, например. Приходится протоколировать каждого, кто приходит. Все это монотонно, и неблизко душе.
— Если возвращаться к временным рамкам. Какая съемка была самая долгая, где пришлось долго выжидать картинки, сюжета?
— 12 часов. Упал самолет с Качинским. И меня поставили в восемь утра снимать возле морга. Происходило опознание тел. Простоял я там очень долго. Успел загореть, а был только март месяц. Когда позвонил ближе к вечеру в редакцию, оказалось, что меня забыли сменить.
— А рабочие дни, бывает, длились долго. Когда с 11 утра и до 9 вечера был дежурным, потом едешь домой на метро, а тебе звонят и говорят, что произошло двойное убийство, разворачиваешься и едешь в другую сторону. В итоге приезжаешь домой часа в три.
Были съемки со светской хроникой, когда заканчиваешь в четыре-пять утра. И надо приехать домой, и сразу же передать отснятый материал.
— Чисто технический вопрос. Вы снимали и на пленку, и на цифру. На что нравится больше?
— С одной стороны, в мокром процессе, в печати снимков, была магия, и была тайна. Потому что в процессе маскировал что-то руками, печатал. И сам момент проявления карточки, в ванночке — это было нечто волшебное, не знал, что у тебя получится. И когда получалось, радовался, как ребенок. Это магия, это было здорово. Но с точки зрения удобства, конечно цифра. Своим удобством она перебивает магию. Скорости-то растут. И я говорю уже не только о фотожурналистике, а вообще. Мир все убыстряется, убыстряется. И боюсь, как бы не кончилось все плохо.
— Как-то я встретил Вяткина [Владимир Вяткин, российский фотожурналист, обладатель премий World Press Photo,Серебряная камера — прим. RIA56] в приемной губернатора. У меня тогда еще была пленка, а у него уже цифра. Он говорил, что утром снял, вечером уже отдал, для меня это было вообще невообразимо. А сейчас все так работают. А было это всего лишь лет восемь назад. Кстати сказать, так он работать не умел. Он умеет работать штучно и делать прекрасные снимки. Я по этому пути и шел бы. Штучность, может быть звучит грубо, но стараться создать свой собственный взгляд.
— Как вы вообще оцениваете состояние российской фотожурналистики, и оренбургской?
— В российской фотожурналистике много очень хороших фотографов. Духовных, душевных, которые тонко чувствуют. Многие, кстати, живут в провинциях, правда, ближе к центральной части.
— Состояние оренбургской фотожурналистики, я честно сказать, затрудняюсь оценить. Пока ничего особенного не вижу. Раньше было лучше. Работали такие ребята, как Владимир Соколов, Александр Мирзаханов. Они показывали уровень. А сейчас не слежу, практически, ни за кем. Вероятно, это моя собственная ограниченность.
— Возвращаясь к российской фотожурналистике, она сейчас на очень высоком уровне. Духовном уровне. Потому что, то, что происходит на самой престижной в мире выставке World Press Photo, у меня вызывает недоумение. Лобовые какие-то решения. Новости, и ничего больше.
— Вы в профессии уже давно. Как, по вашему мнению, поменялось отношение к фотографии, и изменилась ли роль фотографии, скажем, за последние 10 лет?
— Считаю, что фотография стала более значимой. Если брать таблоидную верстку, и у нас, и за рубежом, основную часть занимают карточки. Объем иллюстрации на газетной полосе, как мне кажется, вырос. Это может быть один большой ударный кадр. Посмотреть, хотя бы, на «Российскую газету». Она дает снимки большие, в полполосы. Зритель видит глазами. Если он видит хороший снимок, у него возникает желание прочесть материал. Недооценивать роль снимка на газетной полосе и в интернет-издании невозможно.
— Отношение к иллюстрации, с одной стороны нивелировалось, потому что появилось очень много людей, которые делают это бестолково. А с другой стороны, если делает это профессионал, делает это хорошо, оно выросло.
-Труд профессионалов обесценивается?
— Да, обесценивается. И, опять-таки, я хочу сказать, что есть много талантливых людей, которым нужно еще подрасти. Просто нужно работать. Снимать дальше. В конце концов, каждый человек следует за своим сердцем, за тем, что его душа просит. Он старается самовыразиться, найти новые ракурсы. Я говорю о человеке, который любит свою профессию. Который постоянно включен. Это тебя не отпускает ни на секунду. Ты думаешь об этом дома, стоя возле окна, когда едешь в автобусе, машине. Иногда отключаешься, потому что невозможно быть постоянно в таком состоянии. Идешь по супермаркету, видишь малыша на тележке, который тянет папу за нос, или еще что-то, фотоаппарата рядом нет, и ты в это время покупаешь мясо, или берешь с полки кетчуп.
— Обидно в такие моменты?
— Раньше было очень обидно, сейчас меньше. Нельзя быть постоянно в работе. Иногда все же стоит заниматься тем, что тоже заставляет тебя удовольствие. Допустим, готовить.
— Любите готовить?
— Обожаю. Тогда ты отключаешься полностью. Режешь морковку, и думаешь «Класс! Сейчас сделаю что-то такое, баранину в кисло-сладком соусе, или курицу в соусе терияки». И в такие моменты никакой фотоаппарат не нужен.
-Кем бы вы были, если бы не фотожурналист?
— Я так давно этим занимаюсь, что даже не представляю. И самое противное, я ничего больше делать не умею. Ну, текст я еще смогу написать.
— А в детстве кем хотели быть?
— Сначала космонавтом. Потом пожарным. Потом следователем. Потом меня прочили в пединститут. Но ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое не случилось. Судьба.
— Перечислили-то вы все героические профессии. Можно сказать, что фотожурналист это тоже отчасти героическая профессия.
— Это тяжелый, каторжный труд. Да, героический. Но героем я себя не считаю. Есть люди, которые снимают гораздо лучше, и на самом деле были героями в своей профессии. Многие из них погибли. Многих из них сильно покалечило на войне. Мне повезло больше. Но я по-прежнему уверен, что ни один снимок, не стоит человеческой жизни. Даже если он будет удостоен множества премий. Никто из лежащих в земле не увидит, как будут расти дети, не почувствует тепла близких. Это невосполнимо. А фотожурналистика, да, это геройская профессия. Потому что в первую очередь бьют не журналиста, а человека, который фиксирует все. Бьют человека с камерой.
— Напоследок, пожелания начинающим фотожурналистам.
— Больше впитывать в себя. Потому что фотожурналистика, это не просто фотография, это твой кругозор. Это та самая культурная прослойка, культурный пласт, который ты наработаешь: живопись, поэзия, проза, техническая база, знание возможностей оптики и аппаратуры, композиция. Чем больше впитаешь, тем больше получится.