Непосильная ноша может стать невесомой

Трудная тема

Вы замечали, что есть темы, вести разговор на которые непросто и порой даже очень трудно? Социализация семей, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, – одна из таких тем. Почему мы ее называем трудной? Да потому что сегодня само слово «инвалидность» у многих людей вызывает смешанные чувства, а зачастую даже и страх. Он подчас так силен, что существует стереотип: чем меньше мы будем говорить об инвалидности, тем лучше. Нас это не касается. Наши-то дети здоровы.

Так ребенок с ограниченными возможностями здоровья вместе со своими родителями может остаться один на один со своей бедой. Нет, конечно же, такая семья будет получать положенные ей по закону медицинские, социальные, образовательные услуги, но круг ее общения все равно будет ограничен. И вот эта самая ограниченность, словно дамоклов меч, будет висеть над семьей, порождая различные проблемы и, в первую очередь, психологические.

Специалист Комплексного центра социального обслуживания населения Алина Нуркаева, которая трудится в поселке Энергетике, по долгу службы знает на своем участке все семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно Алина Сагитовна рассказала нам, что, к счастью, не для всех людей инвалидность означает невозможность жить полноценной жизнью. Нередко в силах родителей разрушить сложившиеся стереотипы, разорвать замкнутый круг, подарить своему ребенку шанс на практически нормальную жизнь.

Инвалидность — приговор?

Супруги Ольга и Владимир из Энергетика (имена героев изменены – А. А.) вместе прошли уже довольно-таки немалый семейный путь. Родившийся шесть лет назад сын Олег — долгожданный ребенок в семье. О том, что у него неврологическое заболевание, родители узнали не сразу. Когда же болезнь в полный голос заявила о себе: мальчик стал беспокойным, очень подвижным, плохо разговаривал — супруги на борьбу с ней бросили все силы. Диагноз Олега они стараются не афишировать, поскольку убеждены, что люди пока еще не готовы адекватно реагировать на чужую беду. Инвалидность, по мнению Ольги, все еще означает в современном обществе приговор, а преодолевать постоянно болезненное любопытство окружающих у родителей нет ни сил, ни желания, ни времени. Все его они тратят на лечение сына. Ольга практически ни на шаг ни днем, ни ночью не отходит от Олега.

Три года назад она поняла, что взвалила на себя непосильную ношу. Да, Ольга очень хорошая жена, хозяйка – дома всегда у нее чисто и сытно. Да, она делает все, что в силах любящей мамы, – проходит с сыном лечение и обследования, занимается с ним – рисует, играет, читает. Но для полноценного, гармоничного развития Олега этого было недостаточно. Ольга понимала, что сыну необходима еще профессиональная педагогическая помощь, а также общение со сверстниками, и обратилась к заведующей первым детским садом поселка Лидии Сорокиной.

— С Ольгой и ее сыном мы познакомились три года назад, — рассказала нам Лидия Алексеевна. – В нашем саду и раньше воспитывались ребятишки с особенностями здоровья, к примеру, с заболеваниями бронхиальной астмой, но внешне они ничем не отличались от обычных детей. Заболевание же Олега проявлялось внешне – он был очень гиперактивным ребенком. Согласовав ряд вопросов с районным отделом образования, мы согласились попробовать помочь этой семье.

Новая жизнь

Первым воспитателем Олега стала Мария Наследова, которая занималась с мальчиком дома. Но спустя время Ольга стала настаивать, чтобы сын начал ходить в детский сад. Лидия Сорокина вновь пошла навстречу маме – Олега стали приучать к саду.  Вначале мальчика определили в ясельную, затем в младшую группу. Параллельно с ним индивидуально занимались и воспитатель, и логопед. В группе Олег был по нескольку часов. Вначале с мамой, потом — без нее. Детский сад на мальчика повлиял благотворно – его гиперактивность и подвижность стали меньше, он стал спокойнее. Успехам мальчика радовались все. Хотя речь его была еще трудноразличимой, нечленораздельной. Когда мальчик освоился, он начал обижать ребятишек, поэтому Лидия Алексеевна приняла решение перевести Олега к сверстникам. Проблемы прекратились – драться он перестал.

Сегодня мальчик ходит в старшую группу. Его психическое развитие ничем не отличается от развития сверстников. У Олега большой словарный запас, он хорошо разговаривает, подчиняется принятым правилам, требованиям взрослых, спокойно может высидеть 30-минутное занятие. Очень любит лепить, рисовать — у Олега хорошо развита мелкая моторика, а дома он с большим увлечением осваивает компьютер.

Результаты, которых он достиг в саду за три года, впечатляют. Как рассказала Лидия Сорокина, благодаря этим положительным результатам в детский сад на воспитание взяли еще троих ребятишек с ограниченными возможностями здоровья. Надеемся, что их истории будут такими же позитивными, как история Олега, который с помощью мамы и педагогов детского сада живет не ограниченной, а обычной для всех дошкольников жизнью.  — Вначале было очень тяжело, а теперь – счастье, — сказала Ольга, которая, несмотря ни на что, очень решительно настроена и в дальнейшем отвоевывать сына у болезни.

Мы хотим пожелать Ольге, чтобы все ее пожелания воплотились в жизнь. Для этого, конечно же, нужно, чтобы вокруг этой мужественной женщины было больше таких людей, как работники Энергетикского первого детского сада – милосердные, неравнодушные, отзывчивые, добрые. Чтобы тот груз, который принесла в дом Ольги болезнь сына, распределяясь между многими, стал почти невесомым.