Гагарин и гагаринцы

Первому космонавту Земли 9 марта исполнилось бы 80 лет.

 
 
Романтика, прощай!
 
Можно пообещать любой приз тому, кто назовёт космонавтов, наших и зарубежных, летающих сегодня на орбитальной космической станции. Будет наморщенный лоб, долгая пауза: «Нет, много их уже летало. Вот Гагарин – это да, это номер один, все помнят».
 
Да и отношение к людям этой некогда легендарной профессии изменилось. 
 
Много лет имею привилегию звонить в подмосковный Звёздный городок, обычно к Дню космонавтики, нашему земляку дважды Герою Советского Союза Юрию Романенко. В очередной раз берёт трубку жена космонавта.
 
– Добрый день, Алевтина Ивановна! Юрий Викторович поблизости? Хотим поздравить его и дать в газете его поздравление оренбуржцам.
 
– А он в госпитале.
 
– Что случилось?
 
– Да нет, ничего страшного: подошла его очередь на глазную операцию.
 
Помнится, Юрий Викторович рассказывал, что перегрузки, невесомость и месяцы работы в космосе даром не проходят: глаза, уши, зубы – всё страдает. Но мы ещё живём старыми представлениями: как это так, прославленный дважды Герой Советского Союза лётчик-космонавт – и в общую очередь на операцию, как какой-нибудь лейтенантик после училища?
 
А представим себе на миг, что Юрий Алексеевич Гагарин не разбился в 34 года под Киржачом Владимирской области, а дожил до нынешнего своего юбилея. И 80-летним приехал в Оренбург навестить родное училище на Набережной. Лез бы по битому кирпичу и стеклу, по захламлённым коридорам погибающего здания: «Вот тут была моя казарма, тут классы, тут тренажёры. А вот в этом зале генерал Макаров торжественно вручал нам, выпускникам, лейтенантские погоны». 
 
Или в таком случае сразу же нашлось бы решение проблемы? Отменить аукционы, по которым лакомые куски этого здания – памятника истории, видимо, с перспективой переделать их под элитные квартиры и продать подороже, достались нескольким толстосумам. И передать этот дом по Советской, 1 в собственность области, отремон-тировать, разместив тут большой Музей космонавтики.
 
Но в общем всё объяснимо: жизнь меняется, романтика уходит быстро. Сейчас космонавтика стала, хоть это и грубовато, чуть ли не обычной отраслью народного хозяйства.
 
«Многое мне дал Оренбург…»
 
 
Это известнейшая цитата из Гагарина. Дальше она звучит так: «…и семью, и власть над самолётом». Хотя в жизни получилось наоборот.
 
Летом 1955 года на Привокзальную площадь Чкалова, как тогда назывался Оренбург, вышел парнишка с чемоданчиком в руке. Город незнакомый. Спросил, как добраться до 1-го военного училища лётчиков? Объяснили. Наверное, доехал на троллейбусе «Вокзал – бульвар» до уже упомянутого здания по Советской, 1 на набережной Урала.
 
И до лета 1957 года оно стало его родным домом. А другим родным домом стал потом старый двухэтажный кирпичный дом на Чичерина, 25, куда впервые пришёл он знакомым Вали Горячевой, с которой встретился на танцах в саду «Тополя», а потом женихом. Тут и свадьбу гуляли.
 
Навеки молодой
 
 
Есть люди, которых ещё как-то можно представить себе старыми. Но вы представляете себе 80-летнего Юрия Гагарина?
 
Молодая улыбка скобочкой, ясные глаза – таким он уходил в свой последний полёт 27 марта 1968 года. Есть хороший фильм, который прошёл как-то вторым-третьим экраном, – «Сочинение к Дню Победы», хотя там превосходно играют блестящие актёры Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Михаил Ульянов. Там они трое, бывшие военные лётчики, садятся в самолёт, он взлетает – и больше ни на одном радаре, ни на земле его следов нет. Он улетает в никуда. В бессмертие. Так ушёл и Юрий Гагарин.
 
Юбилеи – вещь важная, никуда не денешься. Предстоят выставки, торжественные собрания, митинги – всё, что положено. Но не заболтать бы нам, не затуманить бы за привычными «Колумб Вселенной», «первый космонавт планеты», «великий сын великого народа», «совершивший беспримерный подвиг» и что там ещё человека Юрия Гагарина.
 
Каким он парнем был
 
 
Именно человека, сверхчеловеком он не был и не хотел становиться. Помнится, первый лётчик-инструктор Гагарина Анатолий Колосов, что называется, по горячим следам рассказывал о 12 апреля 1961 года:
 
– Был серенький день, полёты из-за непогоды отменили. И вдруг по аэродрому: «Сообщение ТАСС. Первый человек – в космосе!» Ко мне стали подходить лётчики: «Слушай, а это не твой бывший курсант Юрий Гагарин?» Я говорю: «Мало ли Юриев Гагариных? Мой летал, конечно, нормально, учился хорошо, дисциплинированный был, настойчивый. Но там, в космосе, наверное, должен быть какой-то необыкновенный человек». Однако, когда через час налетела журналистская братия, оказалось – он.
 
И вовсе не чуть ли не с детства Гагарин решил стать лётчиком, а потом и побывать в космосе. Один его саратовский друг писал, что Юрий действительно с удовольствием, учась в техни-куме, летал в аэроклубе. Но если бы саратовскому техникуму дали не пять, а восемь мест в металлургическом институте, то он с тем же удовольствием стал бы хорошим металлургом.
 
И в отряд космонавтов Гагарин попал по воле случая. Для такого полёта не нужен был заслуженный лётчик-испытатель. Взяли рядового лётчика из истребительного авиаполка на Севере. Ну, не совсем рядового, он всё же закончил Чкаловское училище по первому разряду. Но таких были тысячи.
 
Повезло ему даже с ростом: какой-нибудь двухметровый плакатный красавец просто не поместился бы в тесный спускаемый аппарат, а невысокий Гагарин подошёл.
 
Он, конечно, понимал весь риск первого полёта. Незадолго до его старта он присутствовал при запуске, при котором ракета взорвалась. Но старший лейтенант Гагарин понимал уже через несколько часов после приземления в тот великий день 12 апреля 1961 года: как бы дальше ни сложилось – он уже в истории земной цивилизации. Ну а потом, после первых интервью и встреч, он понял, что будут превзойдены все его самые смелые мечты. Но быстро обнаружилась и обратная сто-рона неслыханной всемирной славы: улыбаться, улыбаться, улыбаться, пожимать тысячи рук, говорить речи, быть свадебным генералом на съездах.
 
Однако, к его чести, он выдержал испытание славой, может быть, не менее трудное, чем полёт. Он был умным и порядочным чело-веком. И смог остаться самим собой и не играть в знаменитость.
 
…Во время полёта он переда-вал по радиосвязи, как прекрасна Земля. И о красивой звезде, которая как раз проходила в иллюминаторе.
 
Он и из жизни ушёл как та звезда.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

В Оренбурге после реставрации открылась музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных

Оренбургская молодежь провела танцевальный флешмоб «Поехали!»