Маркшейдеры: Штурманы подземных горизонтов

Бурильщик, машинист погрузочнодоставочной машины, взрывник — о сути многих специальностей даже не посвященный в тонкости горняцкого дела человек может догадаться без труда. Но одна из специальностей, востребованных на сегодняшний день на ОАО «Гайский ГОК», для «негорняков» и «нестроителей» звучит особенно загадочно и практически не вызывает ассоциаций– маркшейдер. Чем занимаются люди этой профессии – об этом мы решили узнать у специалистов комбината, побывав вместе с исполняющим обязанности главного маркшейдера подземного рудника Дмитрием Владимировичем МОИСЕЕВЫМ на подземных горизонтах Гайского горно-обогатительного  комбината. 

Маркшейдерская служба подземного рудника находится на четвертом этаже административного здания подземного рудника ОАО «Гайский ГОК». Коллектив маркшейдерской службы преимущественно женский. В кабинете главного маркшейдера, как и у геологов, множество карт — планов, разрезов; немало их, и с нанесенными маркшейдерскими отметками многолетней давности, хранятся в шкафу. В шахту участковые маркшейдеры спускаются практически каждый день – провести необходимые замеры, уточнить данные для звеньев бурильщиков, проходчиков провести съемку камер и т. д. В этот день с Дмитрием Владимировичем опускаем-ся на глубину 830 метров — это основной горизонт в этаже 750/830 метра, где ведется добыча.
 
…Забегая вперед, могу сказать, что, только побывав в шахте с представителем маркшейдерской службы, понимаешь, насколько необходим и вос-требован здесь их труд. К примеру: еще только спускаясь в клети, уже пользуемся результатами труда маркшейдеров, которые регулярно проводят профильную съемку ствола шахты, проверяя соответствующее расположение элементов конструкции. При выходе из клети на горизонте видим еще один объект, над которым ра-ботают эти специалисты, — металлические рельсы (откаточный путь) для электровозов. Оказывается, периодическая профилировка рельсовых путей также относится к задачам маркшейдерской службы. Заходим в помещение насосной станции – и здесь без маркшейдеров не обойтись: лазерной рулеткой Дмитрий Владимирович производит обмеры кран-балки, чтобы определить, имеется ли деформация. Пока идем по подземному тоннелю (вы-работке) – через определенное расстояние в кровле видим маркшейдерские точки — «реперы». Хоть на первый взгляд они выглядят очень просто: железный клин в деревянной пробке диаметром около 5 сантиметров, которая забита в кровлю выработки. Но на самом деле значение этой непрезентабельной конструкции весьма велико: каждая маркшейдерская точка вписана в систему координат, нанесена на маркшейдерские карты (планы) и служит надежным ориентиром для новых измерений и определения направлений работ в шахте.
 
Подходим к одной из камер, где видим звено бурильщиков — Алексея Николаевича Байсыркина и Александра Владимировича Беспалова. Они работают «на техноло-гии» — то есть, бурят скважину не для взрывных работ при добыче, а для закладки уже отработанной камеры. В это отверстие подадут закладочную смесь, и она заполнит пространство камеры, из которого выбрали руду. Таким образом, в шахте не остается пустот — место вынутой руды занимает закладочная смесь. Но чтобы полностью заполнить камеру, на начальном этапе необходима работа маркшейдера, который указывает конкретные точку бурения и угол наклона скважины, ориентируясь на которые бурильщики приступают к работе, корректируя по мере необходимости.
 
— Маркшейдеры – это наши глаза, — говорит машинист буровой установки А. В. Беспалов. – Они рисуют нам схему камеры, указывают точки, углы – откуда и сколько бурить, то есть вся теория – их. Мы бурим скважины, выполняя указания маркшейдеров.
 
— На одного маркшейдера, в среднем, приходится три звена проходчиков, на буровых работах – 5 звеньев. Если во время работы у проходчиков или бурильщиков воз-никают вопросы, они связываются с нами по телефону из шахты, — рассказывает Дмитрий Владимирович. — Словом, на маркшейдере лежит ответственность за соблюдение всех проектных параметров систем разработки полезного ископаемого, параметров и деформаций зданий и сооружений в шахте и на поверхности горного предприятия. Так что, помимо определенных знаний, умений и навыков, маркшейдер обязан обладать очень уравно-вешенным характером, быть бесконечно педантичным, аккуратным и точным в исполнении своих обязанностей, знать технику безопасности. Инструменты, которыми пользуются маркшейдеры, имеют непривычные названия: электронные тахеометры, нивелиры, оптические теодолиты, лазерные рулетки. Есть даже прибор для съемки пустот – лазерный ска-
нер! Процессы маркшейдерских съемок механизированы и автоматизированы, обработка данных ведется в компьютерных программах AutoCad и Micromine. Но провести съемки в условиях горных выработок — все же непростая задача. 
 
— Маркшейдер «привязан» к определенным точкам, и замеры ему нужно производить с определенной позиции, — объясняет Дмитрий Владимирович. – А сделать это не так просто в условиях подземных выработок, когда мимо проезжает то ПДМ, то буровая каретка начинает маневр, а проходчики стоят рядом буквально над душой и сверлят тебя глазами: когда же, наконец, закончишь съемку — ведь им тоже надо выполнить свою задачу! На вопрос, что является самым интересным в работе маркшейдера, Дмитрий Владимирович отвечает практически сразу: найти, если таковая есть, ошибку, которая могла случайно закрасться в расчеты, и незамедлительно ее устранить. Ведь работа маркшейдера актуальна не в сиюминутном, а в долговременном контексте, и ошибки, допущенные в расчетах, могут «аукнуться» много лет спустя. Документация маркшейдерской службы хранится долгие годы, чтобы минимизировать риск экономических потерь и аварий. От самого начала до завершения разработки месторождений маркшейдеры занимаются учетом движения и состоянием запасов полезного ископаемого (вскрытые, подготовленные и готовые к выемке запасы), учетом потерь и разубоживания полезного ископаемого.
 
Кстати, нередко маркшейдеров сравнивают со штурманами или с теми, кто размечает шахматную доску: чтобы шахматные фигуры «ферзи» и «офицеры» могли передвигаться строго по своим клеточкам, и только тогда игра будет идти по правилам. Маркшейдерская служба комбината ведет большой объем работ на главных направлениях: осуществляет маркшейдерский контроль объектов на открытом и под-земном рудниках, при строительстве новых капитальных объектов, проводит мониторинги рекультивации карьеров и многое другое. Несмотря на большой объем задач, сложность и кропотливость этой профессии они искренне увлечены работой.
 
Так, во время нашего спуска в шахту мы увидели, насколько востребован труд маркшейдера, с каким не-терпением ожидают его бурильщики и проходчики, и с каким увлечением трудятся над решением непростых задач сами маркшейдеры. 
 
Справка RIA56:
 
Маркше́йдер (нем. от Mark — отметка, граница + Scheider — отделитель) — горный инженер или техник, специалист по пространственно-геометрическим измерениям в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим изображением на планах, картах и разрезах при горных и геологоразведочных работах.Маркшейдерское дело — это отрасль горной науки и техники, предметом которой является изучение на основе натурных измерений и последующих геометрических построений структуры месторождения, формы и размеров тел полезного ископаемого в недрах, размещения в них полезных и вредных компонентов, свойств вмещающих по-род, пространственного расположения выработок, процессов деформации пород и земной поверхности в связи с горными работами, а также отражение динамики производственного процесса горного предприятия. Работы выполняются с помощью маркшейдерских приборов. Данные синтезируются в горной графической документации, представляющей собой чертежи, полученные методом геометрической проекции.
 
Исторический факт:
 
Маркшейдер — чин IX класса в старой табели о рангах для чиновников горного ведомства, упраздненный в 1834 году; в царской России — правительственный чиновник, наблюдающий за правильностью и точностью геодезических измерений при горных работах (при задании направлений соединительных выработок, измерении рудничных полей, разграничении работ различных владельцев и т. п.); большей частью на правах помощников окружных инженеров. На маркшейдеров часто возлагался также отвод земель и на поверхности. Сегодня маркшейдер — это специалист, осуществляющий планирование и контроль всех этапов строительства подземных сооружений и разработки горных выработок (наземных — карьеры и подземных — шахты, штольни и скважины), организацию работ и корректировку процесса в соответствии с планом сдачи объекта.