Воспоминания современников: После отставки вернулся туда, откуда начал карьеру — в деревню
Российский государственный деятель, уроженец Оренбургской области, политик Александра Заверюха ушел из жизни 21 марта. В течение четырех лет (с 1993 по 1997 годы) он курировал сельское хозяйство в Правительстве России. Журналист «Комсомольской Правды» Александр Гамов опубликовал на страницах издания небольшой очерк с интересными фактами о жизни оренбургского министра. RIA56 приводит этот текст.
Александр Заверюха был единственным членом Российского правительства, кто после отставки вернулся туда, откуда начал карьеру — в деревню
Вот несколько строк из биографии этого необычного человека… Родился 30 апреля 1940 года в совхозе имени Электрозавода Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Трудовую деятельность начал в 1958-м — простым трактористом. С февраля 1993-го по март 1997-го был заместителя председателя Правительства России — курировал министерство сельского хозяйства. С января по июнь 1996 года одновременно занимал должность и. о. министра сельского хозяйства страны.
Был отправлен в отставку с этих постов в связи с реорганизацией Кабинета министров.
После двух лет работы в Государственной Думе — был депутатом-аграрием — принял решение заняться фермерским хозяйством в Оренбурге. То есть, по сути снова вернулся на трактор…
С Виктором Черномырдиным Александр Заверюха был знаком со времен оренбургской юности. Когда оба этих мужика, мудрые (с крестьянской и рабочей закваской) входили в состав Российсского правительства — это придавало официальному органу власти особый колорит.
А дружили они — и крепко — потому, что их многое роднило: болели душой за Россию, пахали, не жалея себя, хорошо играли на гармошке, если и выпивали, то в меру… В общем, были хорошими советскими и российскими людьми.
Еще при жизни Александра Харлампиевича я прочитал в книге "Оренбургское прияжение" (подарили земляки-оренбуржцы) очерк Веры Дубровкиной о Заверюхе, где есть и такие строки : "Все четыре года деятельности в высшем эшелоне власти были годами борьбы за агропромышленный комплекс. Тогда горячие головы надеялись окончательно развалить колхозы и совхозы. Не вышло! Не дал Заверюха, провозгласив в российском сельскохозяйственном производстве введение всех форм собственности и хозяйствования. Чего это ему стоило, должно быть по-настоящему оценено. В жестокой схватке за отечественного сельскохозяйственного производителя и ценой неимоверных усилий Заверюхе удалось резко увеличить выделение средств на нужды ВПК с 8 триллионов рублей в 1992 году до 36 триллионов в 1995-м; ввести лизинговые поставки техники на село; узаконить обоснованные пошлины на импорт сельхозпродукции, особенно так называемых "ножек Буша", что позволило защитить отечественного товаропроизводителя; дать жизнь индустрии переработки сельхозпродукции; прекратить закупку продовольственного зерна за границей…"
Осенью 2003-го по приглашению Виктора Степановича в Россию приехал всемирно известный французский писатель Морис Дрюон, у которого оказались оренбургские корни. Ну, у Черномырдина и возникла идея свозить гостя на "на общую родину". Заверюха тоже полетел. Позвали в эту поездку и меня. Впрочем, вот строки из того репортажа :
"…Когда мы подлетали к Оренбургу, к Дрюону подсел огромный мужик с большими кулачищами и буйными кудрями, представившийся "местным крестьянином Заверюхой"… Дрюон никак не мог поверить, что тот за сезон лично вспахал и засеял 1 000 гектаров земли, собрал по 13 центнеров зерна с гектара…"