Вахта памяти: оренбургские поисковики обнаружили останки трёх красноармейцев

Поисковая группа отряда «Бугурусланский» вернулась с очередной, 20-й по счёту поисковой экспедиции, которая проходила в Кировском районе Ленинградской области с 10 по 24 августа 2015 года. 

В Военно-исторический лагерь «Волховский фронт» Тарасовы Алексей, Надежда и первоклассница София отправились всей семьёй. Лагерь, организованный совместно Российским военно-историческим обществом и ООД «Поисковое движение России», при содействии Министерства обороны РФ, объединил более 700 поисковиков из 47 регионов России.

Также в работе лагеря приняли участие поисковики из Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Азербайджана – всего около 50 человек, военнослужащие 90-го отдельного специального батальона Вооружённых Сил России и подразделение Бундесвера вооружённых сил Германии. 

24 августа 2015 года на мемориальном комплексе «Синявинские высоты» состоялась торжественная церемония погребения останков 82 советских солдат и офицеров, обнаруженных в ходе поисковых работ в рамках лагеря. Кроме того, были с воинскими почестями перезахоронены 462 воина 71-й стрелковой дивизии. 

Бугурусланские поисковики тоже внесли свою посильную лепту в общее дело, лично подняв троих бойцов. Первые двое были найдены вместе, в одной воронке.  У одного из солдат были обнаружены истлевшие фрагменты офицерских погон с одной звездочкой с каждой стороны. Красноармеец был младшим лейтенантом и погиб в 1943 году.
В январе 1943 года, в этих местах проводилась легендарная операция «Искра», целью которой был прорыв блокады Ленинграда. В кровопролитных боях кольцо блокады было разорвано, и Ленинград получил сухопутную связь с «большой землёй». 

Участник поискового отряда Алексей Тарасов рассказал RIA56 о том как проходила Вахта памяти: 

— У поисковиков нет такого понятия последний день, есть понятие крайний. Так вот, в крайний день вахты, нам удалось поднять третьего по счёту нашего бойца. И это событие рядовым назвать трудно. Во-первых дело шло к обеду. Во вторых очень устали, всё-таки две недели работы без выходных. Про себя решил, ещё часик работаем, и если ничего нет, то всё, хватит, обедаем, и в лагерь, отмываться надо, вещи собирать в дорогу.

Всё мгновенно изменилось, как только мой щуп звякнул на что-то металлическое. Раскапываю землю, а передо мной в останках бойца солдатская алюминиевая ложка, где, несмотря на десятилетия лежания в земле, отчётливо проступает надпись. Руки задрожали, тело заходило ходуном, кровь ударила в виски так, что голова налилась свинцом. Какие комары! Какая усталость! Забылся и пот, от палящего солнца, стекавший за шиворот вместе с грязью. В голове одно, бережно оттереть ложку и прочесть фамилию. Спустя пару минут хриплым голосом читаю надпись — Вырлин Николай. 

Вот оно поисковое счастье, очень большая удача вырвать из небытия и вернуть памяти имя павшего воина-героя. Это намного сложнее, чем найти иголку в стоге сена — достать солдатскую ложку в бескрайнем лесу под землёй при помощи простого щупа. Боец Николай Вырлин, ещё вчера бывший для всех безымянным, стал сотым из всех поднятых нашим отрядом за восемь лет поисковой работы. Пятым из тех, кому вновь удалось обрести имя. Он встал в один ряд с найденными Гавриловым Василием Дмитриевичем, Жашкевичем Кириллом Андреевичем, Гладких Николаем Александровичем и Сычёвым Семёном Филипповичем. 

Размышляя над тем, почему я пошёл работать в лес в этот крайний день, хотя планировал посвятить его отдыху, вспомнил, что дочка София, которая всегда была со мною рядом, говорила: «Папа, сегодня мы обязательно найдём ещё одного солдатика, должны найти. Что ж мы уедем, а кто его будет поднимать? Кому он нужен?»  И мы пошли в лес, и действительно подняли! Не знаю, может чудо, а может он нас действительно ждал? 

Уже через пару недель мы опять едем на места поля брани в леса и болота, поднимать наших с вами дедов и прадедов. Они нас ждут, просят. Это как в стихах: 

До сих пор он сжимает в руках автомат,

На подстилке из крови, осколков, гранат,

С укоризной из мрака глазницы глядят,

Вы забыли нас люди, я русский солдат.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Оренбургский военно-поисковый отряд отправился на «Волховский фронт»