Сундучок со сказками

Блондинка с аккуратной причёской каре разбирает игрушки. На вид ей годика четыре. Глаза смышлёные, на контакт идёт легко, с удовольствием рассказывает о героях своих игр.

 
– Сколько тебе лет, Саша?
 
– Не знаю…
 
 
– У нас многие дети не знают своего возраста, – вполголо­са поясняет Марина Тарасова, директор Орского социально-реабилитационного центра «Росток». – В основном к нам попадают ребята педагогиче­ски запущенные. Родителям с алкогольной и наркотической зависимостью не до воспитания. К счастью, малыши быстро адап­тируются.
 
«Росток» – это своеобразный перевалочный пункт для детей с невыясненной судьбой. Кого-то «изъяли из семьи», вскоре предстоит распределение в детский дом. Кто-то обратился за помощью сам, не выдержав отношения отца или матери. Кого-то привели сюда сами ро­дители – просили позаботиться о ребёнке, пока решают житей­ские проблемы.
 
 
Мы идём по коридорам детского царства. В кабине­те Ирины Сычёвой, педагога-психолога, по коробочкам раз­ложены блестящие пластиковые звёзды, стеклянные шарики, декоративные фигурки. Если тебе лет пять, сокровища вы­глядят именно так.
 
В этом кабинете творится волшебство. Если по-научному, здесь проходит апробацию ме­тодика стабилизации психоэмо­ционального состояния ребён­ка. То, какие цвета и предметы выбирает ребёнок для описания своего настроения, анализиру­ется: выстраивается картина пережитых конфликтов и стра­хов. Методика позволяет диа­гностировать и корректировать состояние подопечного.
 
Страхи детей парадоксаль­ны: почти все они мечтают вернуться домой, и в то же вре­мя большинство из них боится своих родителей.
В глаза бросается рисунок пятилетнего Серёжи.
 
 
– Видите, это змея с колючка­ми. Вот он сам словно в загоне, и цвета говорящие. Чёрный, коричневый. Это его боязнь бабушки, она страдает алкоголь­ной зависимостью, – говорит психолог.
 
Коробочки с историями, шкатулки с тайнами, эпизоды счастья, моменты радости – сам центр походит на сундук со сказками.
 
Вот сказка страшная: у бра­тика и сестрёнки мама оказа­лась в местах лишения свободы. Мальчик и девочка были очень привязаны друг к другу и по­пали бы по распределению в один детский дом. Только дети оказались от разных мужчин, и на девочку заявил права родной отец. А спустя какое-то время привёл её обратно и объяснил: с новой семьёй уже не живёт, проблемы с работой. Попросил приютить ребёнка на время. Но было ясно – за ней он больше не вернётся. Спустя полгода отца в судебном порядке лиши­ли родительских прав. Судьба девчонки оказалась сломанной дважды, и в итоге она потеряла брата – единственного близкого родственника.
 
А вот сказка добрая. В один удивительный день приехали в центр муж и жена из Ханты-Мансийска. Увидели на сай­те фотографию сестрёнок 3 и 6 лет и почувствовали – надо действовать. Привезли с собой подарки, игрушки, пробыли в Орске несколько дней… И решились документальные и административные вопросы – было бы желание.
 
                
 
Многие будущие родители опасаются обращать внимание на детей постарше. Принято считать, что чем младше ребё­нок, тем выше шансы воспи­тать его полноценным членом семьи. И всё же, если сердце отозвалось, послушайтесь его. В «Ростке» есть этому подтверж­дающие примеры. Одна из со­трудниц центра привязалась к воспитаннику – 12-летнему мальчишке. Оформила опекун­ство, назвала сыном. Сегодня парню за двадцать. Успел схо­дить в армию, учится, помогает матери. Золотой парень, люди говорят.
 
Однажды Эйнштейна спро­сили: «Что нужно делать, чтобы воспитать детей умными?» Он ответил: «Читайте им сказки». В «Ростке» с детьми занима­ются, они почти не бывают предоставлены сами себе. И всё же значительную роль в воспитании играют эти са­мые непридуманные сказки, которые они видят вокруг. О любви и дружбе, о предатель­стве, о настоящем счастье. Так что можно не сомневаться: в каждом из них уже заложена программа, которая поможет состояться в жизни, отделить важное от несущественного и в итоге найти себя.