RIA56 о «Востоке-Западе»: фильмы, о которых незаслуженно забыли и заслуженно вспомнили

В течение недели гости и жители Оренбурга наслаждались фильмами фестиваля «Восток-Запад. Классика и Авангард». К сожалению, журналисты нашего издания не могли ознакомиться со всеми картинами – иначе прощайте, новости! – но выборочно посмотрели примерно половину кинолент. Рассказываем, что нам показалось интересным, скучным и неоднозначным.

Незаслуженно забытые

В половине случаев российские комедии скатываются в пошлость и неуместность, но «Рок» Ивана Шахназарова неожиданно порадовал. Тонкий, гармоничный, символичный (клуб 27) фильм погружает зрителей в мир неисполненных желаний и суровой реальности. Провинциальным музыкантам выпадает шанс – и они, сметая всё на своём пути, устремляются в Москву. Беглые преступники, киллеры, сектанты, дальнобойщики и мамы – не помеха для группы «Полтора кота».

Продуманный сценарий. Персонажи эволюционируют, но остаются собой. Профессиональные актёры – как узнаваемые, так и новые. Приятная режиссура, ненавязчивый монтаж и прекрасные виды природы. Прилипчивая – в хорошем смысле – музыка. Неумолимое приближение фатума и отличное настроение на несколько дней. «Рок» Шахназарова – то, что хочется посмотреть во второй раз.

За фильм «Язычники» Леры Сурковой, пожалуй, обиднее всего. Он был заявлен в конкурсе «Шаг» (бывший «Актёр-режиссёр»), но не рассматривался, ведь награждали короткометражки. Почему тогда его включили сюда и не дали шанс победить в российской программе? Увы, на эти вопросы ответов нет. Эту ленту подготовила команда «Театра.doc.»: она хотели, чтобы мир узнал о пьесе, об истории семьи. Хотя фильм и снят несколько театрально, актёры играют так, будто всю жизнь провели в кино. И ходы, привычные в храме Мельпомены, ошарашивают на экране.

«Язычники» – это потрясение. Это вопросы без ответов, это смятение: где вера? фанатизм? чудо? наука? Здесь нет однозначно плохих или хороших персонажей. Они – люди. Уставшие после работы, разбитые из-за упущенных возможностей, умирающие от несчастной любви и считающие, что только они правы.

Заслуженно награждённые

«Белые ночи» Татьяны Воронецкой и Андрея Богатырёва. Повесть Фёдора Достоевского в современных реалиях смотрится правдоподобно, хотя перенести атмосферу XIX века в стремительный XXI было сложно. Вечное произведение в основе – уже полработы, ведь ни одна режиссура не в силах вытащить провисающий сценарий.

Остальное – за прекрасными видами знакомого и неизвестного Питера, актёрами, живущими на съёмочной площадке, музыкой группы «Сплин» и стилистикой кино 60-х годов. Иногда, правда, напрягает, что Мечтатель и Настенька словно бы забывают о своём времени. Но какие тогда белые ночи, если герои не отрываются от смартфонов? В общем, приятный, эстетичный и абсолютно зрительский фильм – не зря же его отметили в одноимённой номинации.

«Дикая мышь». Режиссёр Йозеф Хадер, во-первых, любит животных. Во-вторых, главный герой ремонтирует американские горки под таким названием. В-третьих, должна же быть какая-то интрига. И в-четвёртых, не бегаем ли мы от себя, настоящего, прошлого и будущего, словно неприрученные мыши при виде людей, когда нас захватает кризис среднего возраста?

Несмотря на то, что в фильме поднимаются проблемы среднего европейского класса, кинолента получилась удивительно понятной и близкой российскому зрителю. Все мы люди. Здесь нет картонные героев, роялей в кустах или внезапных прозрений. Персонажи, как в жизни, проходят через боль отчаяние, ошибки и самобичевание. И всё – на фоне тонкого юмора, классической музыки и Альпийских гор. Нам не дают однозначного рецепта выхода из кризиса, но и не оставляют с депрессивными мыслями. «Дикая мышь» – это смех сквозь слёзы и желание пересматривать.

То, о чём лучше бы не вспоминали

«Я Азат, сын Мурата». «Это Азат, сын Мурата» — самые распространённые фразы в киргизском фильме «Завещание отца». Вкупе с английскими субтитрами – как ещё донести фильм до международного жюри? – эта лента скорее напоминает самоучитель по иностранному языку. 

Возможно, во мне говорит молодость и так называемое «клиповое мышление», но этот двухчасовой фильм можно было сократить в 1,5-2 раза. Минимум диалогов и максимум высокодуховных планов со смотрящим в камеру главным героем – основа ленты. Да, персонажа можно раскрыть через природу, задумчивость, мимику и долгие планы, но когда вся картина построена на 10-20 секундных статичных и глубокомысленных планах, художественный эффект не срабатывает. А тут ещё и съёмка одной камерой, и эффект видеорегистратора.

То же «Дикое поле» с диким одиночеством производит больший эффект, потому что похожие приёмы оправданы и гармоничны. А что уж говорить о работах Андрея Тарковского! Но нерасторопность в «Завещании отца» – это не отражение восточной мудрости, а всепоглощающая затянутость.

С натяжной можно согласиться, что за бренд нужно платить. Но имя сценариста – это, увы, лишь имя, а не лифт, по которому поднимаешься на вершину признаний. Так что если сценарий к «Мотыльку» написал Иван Охлобыстин, это ещё не значит, что творение гениально.

«Мотылёк» – безумно красивый и зрелищный фильм. Смотришь, словно под гипнозом, и в хорошем плане сходишь с ума от происходящего. Прекрасные актёры, погони, мафия, пафос, деньги, ночные и обыкновенные бабочки, поэзия… С первых секунд охватывает напряжение, так и ждёшь развязки. А потом, с титрами, открываешь рот, чтобы сказать: «Я такое посмотрел!.. А… какое?»

Зрителям дают обухом по голове – ни конца, ни начала. Что это за город такой? Где обитает такая мафия? Зачем так много пафоса? Что хотел сказать автор? И даже если это притча, то где развязка, где мораль? «Мотылёк» – это сплошная кульминация, которая, увы, ничему не учит. Когда очарование уходит, приходит сплошное недоумение. Кстати, в оригинальном произведении Охлобыстина есть всё объясняющая концовка, но фильм-то без неё.

Ставить «Мотылька» выше тех же «Язычников»? Охлобыстина выше Яблонской? Историю о мафии, ночных бабочках и ребёнке выше вопросов религии, семьи и веры? Но таков вердикт кинофестиваля: понятно, кто забрал приз за лучший сценарий. Хотя, в пресс-релизах, которые получили в руки журналисты, в этой номинации был заявлен "Хармс" как победитель. Ошибка или опечатка…лучше бы, правда, о «Мотыльке» в этой номинации забыли.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Победители об итогах кинофестиваля: запреты, «Сплин» и полный арт-хаус

«ВостокЗапад». Один «Шаг» до большого кино

Оренбург попрощался с кинофестивалем: фоторепортаж церемонии закрытия

«ВостокЗапад. Классика и Авангард»: онлайн церемонии закрытия кинофестиваля