Умереть достойно

В минувшую субботу на своем официальном сайте Правительство РФ  опубликовало постановление  «О внесении изменений в Правила хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». По мысли его авторов, оно значительно упростит хранение и использование наркотиков для медицинских целей.

Большая кампания по упрощению этих правил началась в феврале этого года после самоубийства больного раком контр-адмирала Вячеслава Апанасенко.  В своей предсмертной записке он написал: «Прошу никого не винить, кроме Минздрава и правительства. Сам готов мучиться, но видеть страдания своих родных и близких непереносимо». Дело в том, что врачи не могли предоставить ему вовремя обезболивающие.

Этот резонансный случай, к сожалению, не единственный в своем роде. По данным МВД, в марте только в Москве  произошло восемь самоубийств безнадежных онкобольных по все той же причине.

Все эти печальные события заставили вспомнить личную трагедию, пережитую еще 13 лет назад. В июле 2001 года умирал мой отец. Как безнадежного онкобольного его выписали домой, и последние две недели жизни он находился без сознания. Все мои увещевания и требования к врачам и «Скорой помощи»,  и местной поликлиники облегчить последние мгновения на этом свете больного отца оставались без ответа. Вернее мне заявляли, что наркосодержащих препаратов ему не положено. Другие не помогали.

Не дай Бог никому сидеть у постели умирающего в страшных муках близкого человека и знать, что врачи не хотят (не могут ?) выписать ему необходимые в этой ситуации обезболивающие.

Из сообщений в прессе я узнал, что за десятилетие ситуация в этой сфере не поменялась. По данным международного комитета по контролю над наркотиками, в рейтинге доступности наркотического обезболивания в Европе Россия занимает 38-е место из 42.

Оказывается, что в 1998 году вышел закон, ужесточающий оборот наркотических средств в медицине. В начале 2000-х компетентные органы взялись не только за медиков, но и за ветеринаров. В результате — всё лечебное сообщество было не просто напугано, а запугано до смерти. Врачи под любым предлогом предпочитали не связываться с наркотиками. Ведь любая их ошибка в обороте наркотических средств грозила им 15 годами  тюрьмы.

Вот и задумаешься, поможет ли нынешнее постановление правительства в корне изменить ситуацию.

Не зря проблему выдачи необходимых лекарств онкобольным некоторые журналисты иногда называют битвой ФСКН против врачей. Дело в том, что медики боятся выписывать обезболивающие, поскольку потом у них могут быть проблемы с госнаркоконтролем. Снимет ли эту проблему правительственный документ?