О Китае и «железных конях»
Артем Мурашов — выпускник журфака, магистрант ОГУ [факультет филологии, кафедра русской филологии и методики преподавания русского языка, направление речевой коммуникации в сфере деловых отношений, китайский язык]. По программе языковых курсов в сентябре 2013 года уехал в Китай. Изучает китайский язык по государственной стипендии китайского правительства в городе Цзинань Шаньдунской провинции, в Шаньдунском педагогическом университете [山东师范大学,Shandong Normal University]. В марте 2014 года вспомнил о Родине и стал автором RIA56.
Наверное, первое, чему я научился в Китае — иметь что-то вроде глаз на затылке, шагая по тротуару. Причина простая – обилие мопедов и велосипедов, которые в Цзинане являются, похоже, основными средствами передвижения. Нет, конечно, здесь есть и автомобили, и автобусы, их немало. Но при этом очень многие горожане предпочитают именно двухколесный транспорт. «Железные кони» в часы пик тянутся плотными, нескончаемыми вереницами. Так что для того, чтобы подойти к пешеходному переходу утром, нужно сначала миновать этот движущийся кордон. Потом еще один – уже на другой стороне улицы. Поэтому каждый учебный день у меня начинается с небольшой зарядки и упражнения на внимательность. А что, между прочим, очень бодрит!
Когда дорогу не переходишь, а просто идешь по тротуару, некий элемент экстрима тоже присутствует. То и дело приходится оглядываться, потому что водители сигналят обычно тогда, когда их переднее колесо уже буквально в нескольких сантиметрах от идущего впереди пешехода. Кстати, в случае чего, китайцы всегда притормаживают вовремя. Или просто объезжают препятствие. Но лучше все-таки перестраховаться.
В центре города Цзинань есть торговая улица, где много магазинов с сувенирами и куча прилавков со всевозможными вкусностями: разнообразными шашлычками, лепешками с начинкой и без, морепродуктами… словом, уличные деликатесы в Китае заслуживают отдельного подробного рассказа. В общем, здесь в любое время суток (в особенности, вечером) плотная толпа. Сразу хочу пояснить: это не широкий проспект, а узкая пешеходная улочка. Люди неспешно гуляют, осматриваются (что при таком скоплении народа довольно непросто), покупают, жуют и пьют на ходу. Но и здесь можно встретить владельцев двухколесного транспорта, которые, отчаянно сигналя, буквально миллиметр за миллиметром прокладывают себе путь.
Самое интересное, что все происходит относительно спокойно – нет ни криков, ни ругани. Пешеходы невозмутимо дают дорогу «железным коням» и продолжают жевать жареных осьминожек. Изредка, но бывает, что водитель внезапно тормозит у какого-нибудь прилавка, нимало не смущаясь тем, что затрудняет всеобщее движение, и тоже покупает что-нибудь перекусить.
На мопедах и велосипедах в Китае ездят и мужчины, и женщины, причем самых разных возрастов и профессий. Здесь можно встретить лихих водительниц уже довольно почтенного возраста. Юные, хрупкие китаянки тоже держат руль в своих нежных ручках крепко и уверенно. Довольно часто, несмотря на то, что, например, мопед рассчитан на одного человека, на нем умещается целая семья – отец, мать и ребенок. Причем отец, управляющий транспортом, может преспокойно разговаривать по мобильному телефону. Полиция по этому поводу ничуть не возмущается. Казалось бы, аварии в таком случае неизбежны! Но я за полгода еще не видел ни одной, хоть и трудно в это поверить.
Возникает ощущение, что китайцы и в роли водителей, и на месте пешеходов руководствуются не формальными правилами, а каким-то особенным, китайским внутренним чутьем, которое нам, иностранцам, умом понять, наверное и не дано.