EL Pais: Русские, добро пожаловать обратно!
Русские не ожидали такого приема в Испании. 80 лет спустя после испанской гражданской войны (1936-1939) участников памятных мероприятий, посвященных роли СССР в испанской войне, встречает во Дворце Palau de les Heures Университета Барселоны целый отряд испанской республиканской армии. С пулеметами Дегтярева стоят местные красавицы. Участники исторической реконструкции, представляющие армию, продемонстрировали оружие группе специалистов, в которую входят представители университетов Российской Федерации и историки, в частности, посвятившие себя изучению судеб летчиков, воевавших в те годы в испанском небе.
Авиация — центральная тема этого исторического мероприятия, организованного Ассоциацией Авиаторов Республики (ADAR) и отделением Университета Барселоны по изучению культурного наследия. Открытие памятных мероприятий состоялось вчера, а завершатся они сегодня вечером посещением бомбоубежища во Дворце Palau de les Heures — прежней резиденции председателя Женералитета, Льюиса Компаниса (Lluís Companys).
В эти дни здесь говорят не только о моделях и статистике, а в первую очередь — об отваге, о героических подвигах, о солидарности и воинской доблести, пишет EL Pais.
Среди самых любопытных лекций стоит упомянуть доклад Веры Малай, представительницы Университета Белгорода, о технических и стратегических аспектах иностранной авиации в гражданской войне. Малай рассказала, что в испанской войне сражались 772 советских пилота (было отправлено 648 самолетов СССР), но также отметила, что только немцы и британцы сумели извлечь уроки из войны в небе над Испанией, чего не удалось сделать французам, итальянцам и советским гражданам.
Она пояснила, что нацисты испытали там 27 типов боевых самолетов, включая Me-109 — истребитель, на котором позже, во Второй мировой войне, немецкий летчик-ас Эрих Хартманн одержал 352 победы, что стало своего рода легендарным рекордом. Советские ВВС тоже получили определенный опыт в этой войне, но не воспользовались им впоследствии, несмотря на то, что уже были прекрасно знакомы с моделями своего будущего противника. Малай поведала, что они даже привезли в Москву захваченный в Испании итальянский истребитель Fiat CR-32, который был основой франкистской военной авиации, и развинтили его до последней гайки, чтобы хорошо изучить.
Наконец, докладчица высказала предположение, что важнее всего была промышленная техника, «двигатель» всего процесса, с чем согласился историк и признанный специалист в вопросах авиации Давид Иньигес (David Iñíguez), руководитель этих исторических мероприятий, который будет выступать сегодня с докладом на тему «Военная промышленность Каталонии во время гражданской войны в глазах СССР».
Коллега Веры Малай, Наталья Аникеева из МГИМО, упомянула, что отправлять пилотов и авиатехнику из далекого СССР было не просто. Она рассказала о разных этапах участия СССР в войне в небе над Испанией, поведала нам истории советских летчиков-асов и отдельно остановилась на подготовке испанских авиаторов в 20-й школе Кировабада (Гянджа), в Азербайджане, что вызвало бурные эмоции у представителей ADAR, которые увидели, что на чужой земле о них помнят и их чтут больше, чем на Родине.
Запоминающимся стал доклад Константина Семенова, посвященный судьбе пилота Михаила Крыгина, русского белогвардейца, который сражался на стороне испанских республиканцев. Крыгин родился в 1890 году, учился в Морском корпусе, служил в царском Военно-морском флоте на крейсере «Аврора» и даже получил орден Святого Владимира во время Первой мировой войны. После революции он покинул Красную армию и после многочисленных перипетий оказался на службе в ВВС Испании. В годы гражданской войны в Испании он оказался одним из немногих «белых» русских, которые приняли решение сражаться на стороне республиканцев.
Один его товарищ пишет в мемуарах, что Крыгин сделал такой выбор ради народа, что, безусловно, звучит красиво. Таких красивых слов, а также разных технических терминов звучало вчера на конференции много. Говорили об отваге, о героических подвигах, о солидарности, о воинской доблести — не только о моделях и статистике. У русских особый талант писать проникнутую страстью прозу — кто еще не знает об этом, почитайте Лермонтова. Что касается судьбы Крыгина, он воевал, был ранен, занимал должность зам. командующего ВВС Испании по вспомогательной авиации, затем перебрался во Францию, где сражался в рядах движения Сопротивления. Семенов не стал углубляться в подробности личной жизни Крыгина, упомянув лишь такой пикантный момент, если мы правильно поняли докладчика, что спустя несколько лет пилот ставил на Майорке свою жену ради жены своего товарища.
Очень жаль, что не все смогли присутствовать на мероприятии — не удалось приехать родственникам советских авиаторов, которых ждали тут.
Председатель ADAR, Акилино Мата (Aquilino Mata) сказал, что будет бережно хранить воспоминания о великих подвигах советских авиаторов и о тех эмоциях, которыми были наполнены эти встречи, и собирается и дальше рассказывать о тех, кто бесстрашно «взлетал, чтобы победить».