«Самолеты Шредингера»: источники сомневаются в существовании «сломавшихся» оренбургских бортов «России»

После ликвидации «Оренбургских авиалиний» и включения бортов перевозчика в воздушный парк авиакомпании «Россия» самолеты стали подозрительно часто ломаться. За последние 10 дней уже трижды переносы оренбургских рейсов объяснялись поломками. При этом дважды на рейс ставился борт меньшей вместимости, из-за чего десятки пассажиров ожидали следующего самолета еще несколько часов.

RIA56 писал о трех инцидентах: дважды – на рейсах «Оренбург-Москва»  и один раз – на рейсе «Оренбург-Анапа». Все три раза замена борта объяснялась технической неисправностью. При этом комментариев авиакомпании из-за участившихся инцидентов с поломками не поступало. Сами туристы и некоторые эксперты полагают, что авиакомпании «Россия», да и вообще всей группе «Аэрофлота», просто не хватает самолетов для облуживания регулярных рейсов в период пика туристической активности и, как следствие, чартеров. Аналогичные инциденты в июле начали происходить и в других городах.

Как ранее сообщал RIA56, «Аэрофлот» уже начал оптимизацию воздушного парка. Первой «ласточкой» стал лоукостер «Победа». В частности, именно из-за этого Оренбургу не удалось войти в список маршрутов перевозчика, несмотря на то, что ранее «Победа» включала в карту перелетов города с куда меньшим пассажирским трафиком.

— Что касается появления Оренбурга на полетной карте авиакомпании «Победа», то сообщаем, что маршрутная сеть лоукостера сейчас оптимизируется. Флот перевозчика — 12 воздушных судов, которые в высокий летний сезон сконцентрированы на разлет в южном регионе из Сочи и Анапы, — заявили ранее RIA56 в «Аэрофлоте».

Информацию о нехватке самолетов подтверждают и некоторые сообщения в СМИ. По данным «Газеты.ру», у «России» возникли проблемы с получением бортов в лизинг.

— Авиакомпания «Россия», входящая в группу «Аэрофлот», намерена отказаться от шести из двадцати приобретаемых самолетов, которые ранее эксплуатировала «Трансаэро». Лизингодатели задержали поставку лайнеров, которые должны были попасть в парк «России» к началу летнего сезона отпусков. Авиакомпания, которая планировала взять в свой воздушный парк 20 дальнемагистральных самолетов авиакомпании «Трансаэро», прекратившей свою деятельность в 2015 году, может сократить их количество до 14 лайнеров.  Задержка связана в первую очередь с необходимостью провести проверки, ремонт самолетов, предпродажную подготовку, покраску в цвета новой авиакомпании-эксплуатанта, цитирует издание источник, близкий к Сбербанку.

В мае об аналогичной проблеме сообщал и ТАСС. Издание со ссылкой на «Аэрофлот» отмечало, что «Россия» вовремя не получила несколько воздушных судов от «ВТБ-Лизинг». При этом отмечалось, что на перевозках это не скажется, а Оренбурга в числе городов, пострадавших из-за проблем с лизингом, не числилось. В компании «ВТБ-Лизинг» проблему пояснили тем, что график поставок сдвинулся из-за необходимости заменить большое количество деталей на этих самолетах.

Еще раньше – в апреле – стало известно о том, что «Аэрофлот» может переуступить другим российским авиаперевозчикам часть дальнемагистральных самолетов из флота «Трансаэро». Источник в авиакомпании объяснял это тем, что у российских авиакомпаний могут возникнуть трудности с выходом на бывшие маршруты «Трансаэро», от которых ранее отказался «Аэрофлот».

«Аэрофлот» планировал получить всего около 20 дальнемагистральных самолетов «Трансаэро». «Россия» на тот момент планировала взять только 25 из 34 ранее запланированных самолетов «Трансаэро».

Газета «Коммерсант» в марте сообщила о том, что сложная экономическая ситуация негативно сказалась на финансовых результатах группы «Аэрофлот», чистый убыток которой в 2015 году составил 6,4 млрд руб. Кризис в экономике, ослабление рубля резко увеличили расходы на операционный лизинг самолетов, которые выросли на 86%, до 44 млрд руб. На этом фоне компания сдвинула сроки получения или сократила планируемое число новых самолетов.

При этом, отмечало издание, значительнее всего группа увеличила расходы на операционный лизинг. На конец 2015 года парк самолетов компании состоял из 262 самолетов, из которых 200 эксплуатируются на основе операционной аренды. Ее оплата практически полностью номинирована в долларах, говорится в отчетности. В итоге на фоне ослабления рубля в 2015 году расходы по этой статье выросли на 86,4%, до 44,4 млрд руб. Также резко выросли затраты на техобслуживание самолетов — на 66,7%, до 32 млрд руб. Удорожание оперлизинга сказалось и на объемах и сроках поставок новых судов, следует из отчетности. Так, заказ на 30 самолетов А320, первые поставки которых были намечены на 2016 год, сократился до 21 судна, и сроки поставок перенесены на 2017 год. Вместо 19 самолетов А321 с поставкой в 2016-2018 годах будет получено 12 самолетов, начиная с 2017 года. Вместо 22 дальнемагистральных Boeing 787 Dreamliner с поставкой в 2016-2019 годах компания получит 20 судов с 2017 по 2019 год. Сокращения коснутся и Boeing 777: вместо трех самолетов, которые должны были поступить в 2016 году, компания получит лишь один в 2017 году. Изменения не затронули лишь контракт на поставку 22 самолетов A350, но их поставки должны стартовать только в 2018 году.

Свою лепту в проблемы с самолетами вносит и возродившаяся дружба президентов России и Турции. Совсем скоро перевозчики будут вынуждены «бросить» часть самолетов на курорты Антальи и Кемера. Заместитель министра транспорта России Валерий Окулов напомнил, что сейчас в России наблюдается пик перевозок.

— Авиакомпаниям сложно выделить свободные борта. Все самолеты в «оборотке» задействованы. И выдернуть из этой «оборотки» какие-то борта, чтобы поставить на турецкие направление, — это непросто. Может быть, и есть такие возможности у каких-то авиакомпаний, но это непросто сделать. Если компании начнут задействовать резервные борта для Турции, то существует риск возникновения задержек рейсов на других направлениях. Это технически нереально, потому что все борта задействованы — как в регулярном, так и в чартерных программах, — заявил Окулов.

В «России» и «Аэрофлоте» регулярные «поломки» на оренбургских направлениях по-прежнему объясняют исключительно техническими трудностями. Стоит отметить, что при переносе рейса из-за технической неисправности борта компенсация пассажирам, пострадавшим от действий компании, не полагается.

«Перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика», — гласит 796 статья Гражданского Кодекса РФ.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

«Россия» вновь не смогла вывезти всех пассажиров рейса Оренбург-Анапа из-за замены борта

Задержка рейса: как получить компенсацию за просроченный вылет?