Русская парфюмерия: импортозаместить и экспортировать

Минпромторг изучает возможность импортозамещения парфюмерии и косметики. Сейчас, по словам участников рынка, даже произведенные в России кремы и духи на 90% состоят из импортных ингредиентов. Минпромторг запросит отечественных производителей химии о перспективах производства сырья, а производителей парфюмерии и косметики — о возможности его использования. После получения необходимой информации будет дана оценка — возможно ли импортозамещение в этой сфере.

Минпромторг подберет фабрики, которые могли бы производить необходимое сырье для российских и иностранных парфюмерных и косметических брендов. Это следует из протокола совещания в департаменте химико-технологического и лесопромышленного комплекса Минпромторга России, с которым ознакомились «Известия».

По документу, ведомство должно запросить у отечественных заводов информацию об объемах и ассортименте производства сырья для парфюмерии и косметики. Получив ее, департамент Минпромторга попросит производителей этой продукции указать текущую потребность в химическом сырье и полимерной упаковке, прогнозируемые объемы потребления, а также «проблемные вопросы в части обеспечения материалами российского производства».

— Сформированный перечень химических сырьевых материалов и полимерной упаковки будет проработан с компаниями химического комплекса в части возможности импортозамещения с учетом экономической целесообразности развития данного производства на территории России, — сообщили в пресс-службе Минпромторга.

Председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Татьяна Пучкова рассказала, что у некоторых компаний нет средств для запуска производства косметического сырья.

— После распада СССР оказалась разорена мощная база по производству эфирных масел в Крыму и Краснодарском крае, пришли в упадок многие производства химических препаратов, используемых в косметике. За прошедшие 20 лет появилось множество новых высокотехнологичных продуктов, но Россия отстала в этом направлении, — пояснила Татьяна Пучкова. — В наших лабораториях до сих пор лежат «в заначке» многие интересные разработки, но, к сожалению, у компаний нет опыта и финансовых возможностей для запуска производства новых востребованных ингредиентов.

По словам Татьяны Пучковой, в косметической промышленности используется до 2,5 тыс. наименований косметического сырья. Отрасль подвержена изменениям и веяниям моды — поэтому до 20% этого ассортимента ежегодно сменяется. Сейчас в Россию ввозится до 90% компонентов — за исключением базовых поверхностно-активных веществ. Например, на 100% импортируются УФ-фильтры, консерванты, пигменты, красители, отдушки, некоторые функциональные ингредиенты и тропические масла. 

— Косметическая продукция потенциально влияет на здоровье людей, поэтому для ее производства необходимо качественное, хорошо очищенное сырье. Многие его виды, производимые в России, не соответствуют этим требованиям. Производители не могут найти обычные глицерин и мочевину должного уровня. Причина — в отсутствии техдокументации и технологий, также нет поддержки науки и переоснащения производства, плохо налажено информационное взаимодействие между поставщиками и потребителями, — сказала Татьяна Пучкова. — Несмотря на это, РПКА высоко оценивает потенциал развития рынка сырья, особенно производства масел и растительных экстрактов. Для этого есть перспективы в регионах Крыма, Алтая, Краснодарского края, Дальнего Востока. 

Татьяна Пучкова добавила, что затраты на сырье составляют около 30% себестоимости косметической продукции. По ее словам, пока нельзя сказать, повлияет ли импортозамещение на конечную цену для покупателей: российское сырье на первом этапе может оказаться дороже импортных аналогов.   

Согласно протоколу совещания в Минпромторге, ряд производств (Вяземский завод синтетических продуктов, Курчатовский институт, «ДМЭ Аэрозоль» и др.) готовы проработать вопрос расширения ассортимента выпускаемой продукции и ее доработки в соответствии с требованиями заказчиков. 

Как сообщали «Известия», ранее Минпромторг искал Zara, Nike, Finn Flare и другим крупным западным ритейлерам партнеров, готовых заняться производством товаров легкой промышленности на территории России.