Китайцев воспитывают на идеях Сухомлинского: директор оренбургской школы рассказал о поездке за рубеж
В городе Уси Китайской Народной Республики прошла международная научно-практической конференция, посвящённая проблемам формирования классных коллективов. В составе делегации от России принял участие Сергей Даньшов — кандидат педагогических наук, директор Городецкой школы Тюльганского района Оренбургской области.
– Сергей Николаевич, расскажите о работе конференции.
– Работа участников конференции началась с посещения общеобразовательных школ провинций городов Уи, Уси, Нанкина. В каждой провинции мы посещали до пяти школ в день. В каждой школе обучаются и воспитываются на идеях Сухомлинского от 1500 до 2800 учащихся. В детском коллективе чётко распределены обязанности и ответственность. Основными лозунгами классов являются: «Нужно верить в книгу и много читать!», «Дисциплина – залог успеха!»
– Несколько странно слышать о том, что в Китае система образования строится на идеях великого русского педагога…
– Так и есть. На пленарном заседании, которое прошло в провинции Уи, где присутствовали лица из правительств и министерств Шанхая, Уси, Уи и Нанкина, начальники отделов образования, директора школ, учителя и студенты педагогических вузов, высокие лица из правительства поблагодарили иностранных гостей из России и Украины (Родины Сухомлинского) за участие в конференции и выразили надежду на взаимное сотрудничество в области воспитания. «Нам нужны ваши советы, новые идеи и ваше мнение о проводимой нами работе», – сказал руководитель департамента образования города Уи Чэнь Сяохуэй. А ведущий специалист по формированию классных коллективов в Китае, доктор философских наук, профессор Паньшен высказал мнение о том, что если бы вновь пришлось выбирать для Китая педагога иностранца, то вновь их выбор был бы сделан в пользу педагогических и воспитательных идей Сухомлинского. Профессор Восточно-китайского педагогического университета Тан сказал, что современная мировая обстановка заставляет быть умными, и только дух и вера китайского народа в сочетании с идеями Сухомлинского позволяет стране быть сильной и процветающей.
– В Городецкой школе Вы лично занимаетесь формированием коллективов на основе идей казачества. Делились ли Вы своим опытом?
– Безусловно. С этой целью и участвовал в этой конференции. Я выступил с докладом «Технология использования традиций казачества в формировании классного коллектива». Выступление произвело впечатление. Интерес китайских коллег к технологиям использования казачьих традиций в воспитании школьников позволил заключить соглашение между Городецкой школой и Нанкинской средней школой «Байцзяху» с целью дальнейшего исследования и внедрения в практику наследий Сухомлинского. В частности китайских коллег интересует опыт Оренбуржья в области создания и работы казачьих кадетских классов с использованием военных, культурных, духовно-нравственных, патриотических и семейных традиций казаков.
– Что ещё интересовало китайских коллег в области российского образования?
– Последние два дня конференции проходили в Восточно-китайском педагогическом университете в городе Шанхае. Здесь были организованы встречи с профессорско-преподавательским составом и студентами. Китайских коллег интересуют особенности обучения в казачьих классах, религиозное образование, система организации воспитательной работы после упразднения пионерских организаций с развалом СССР, что для России является приоритетным – коллектив или личность. Я отвечал на вопросы относительно религиозного обучения в России, о том, что в воспитательном процессе российских школ нет разделения между формированием личности и коллектива.
– Какое в целом у Вас сложилось впечатление о китайской системе образования и стране?
– Во-первых, международная научно-практическая конференция позволила обогатить моё мировоззрение, открыла новые горизонты и перспективы для сотрудничества. Во-вторых, кардинально изменила мои представления об этой стране и её людях: эта страна и есть один большой сплочённый коллектив, и в этом их успех. Сегодня Китай – процветающая страна с развитой экономикой, инфраструктурой и образованием, которая накопила немалый положительный опыт, в том числе переняв его от России. Их успех в области образования, несомненно, заслуживает высокой оценки, и для российского образования перспективным и успешным является опыт работы казачьих кадетских классов, который, на мой взгляд, нуждается в поддержке и развитии.
Фото: «Прогресс-Т»