Жаркие. Зимние. Наши!
Олимпиада… сколько в этом слове для сердца русского слилось!.. Мы ее ждали не один месяц и даже не один год и, наконец, дождались. Теперь уже нас ждут три недели переживаний, радости от медалей, гордости за наших или, наоборот, потраченных нервов, упреков и даже злости за неудачи, которые им пришлось потерпеть.
Ждали Олимпиаду россияне по-разному. Кто с нетерпением, в предвкушении длительных зрелищных спортивных баталий, кто с раздражением, вновь и вновь мысленно подсчитывая убытки страны – средства, потраченные на проведение XXII зимних Олимпийских игр. А подсчитать, действительно, есть что: сочинская олимпиада стала самой дорогой в истории, она обошлась России в 50 миллиардов долларов. Это и неудивительно. Это даже наш стиль, наш менталитет, наш «русский размах» — показать всему миру нашу мощь, «кузькину мать» и вообще лишний раз подтвердить величие российской державы.
Это вторая Олимпиада, право на проведение которой выиграла, завоевала, заслужила наша страна. О первой – летней 1980 года – вспоминают до сих пор. Вспоминают с гордостью и восхищением. Документальный фильм «О, спорт – ты мир!» запечатлел прощание с символом «Москвы-80» — забавным плюшевым мишкой с пятью олимпийскими кольцами на пузе. Донельзя трогательный момент, незабываемая мелодия и въевшиеся в память слова: «До свиданья, наш ласковый Миша…» — и слезы на глазах обеспечены даже спустя тридцать с лишним лет. Что уж говорить о непосредственных зрителях и свидетелях этой душещипательной сцены, которые попали «в прицел» кинокамеры — люди не сдерживали слез и эмоций, причем совершенно искренних.
Решение о проведении Олимпиады 1980 года в столице Советского Союза было принято еще в ноябре 1974 года. Тогда за это право боролись два города – Лос-Анджелес и Москва. И с той минуты, когда был объявлен результат, и началась подготовка к летним Олимпийским играм. Что символично, и тогда, и теперь это XXII игры – и летние московские, и зимние сочинские – спустя 34 года.
Тогда, в семидесятых, подготовка к олимпиаде длилась почти шесть лет – согласитесь, тоже не мало. И с неменьшим размахом. Благодаря телевидению, состязания мирового уровня смогли посмотреть сотни миллионов людей. Москва готовилась принять Олимпиаду, обновляя уже построенные стадионы, дворцы и залы, возводя новые сооружения. Спорткомплекс «Олимпийский» на проспекте Мира – абсолютно небывалой величины – на 45000 зрителей. Вы только представьте: практически трижды все население Беляевского района от младенцев до убеленных сединами стариков! Уже тогда этот СК задумывался как место проведения будущих эстрадных концертов, новогодних балов и, конечно, детских праздников. А сколько других комплексов и стадионов было построено! И все это великолепие до сих пор приносит пользу людям. И никому не приходило в голову говорить о том, как расточительно наше правительство, если оно тратит огромные суммы на подготовку к этому крупнейшему в истории страны спортивному да и политическому событию.
Почему же сейчас каждый шаг мегастройки, каждое упоминание об Олимпиаде встречается чуть ли не в штыки?! Может, из-за озлобленности народа, встречающего так любое движение правительства, может, из-за излишнего пафоса, которым окружена вся олимпийская «движуха»?! Эстафета олимпийского огня, начавшаяся за 123 дня до старта самой Олимпиады, сразу превратилась в мишень для едких насмешек. Дело в том, что факел, которые представили как инновационное изобретение и на который потратили 207 млн. рублей, регулярно гас во время эстафеты, а огонь несколько раз перекидывался на одежду факелоносцев. «Глазастые» пользователи соцсетей даже провели аналогию между дизайном факела и стилизованной буквой «Р» с этикетки «Русской водки». Хотя, что уж тут отнекиваться, разве эта самая «Русская водка» не является самым, пожалуй известным символом и брендом России, наряду с матрешкой и балалайкой?!
Ровно за 500 дней до начала XXII Олимпийских игр был назван их слоган: Жаркие. Зимние. Твои. На английском языке слоган звучит так: Hot. Cool. Yours. В английской версии слоган имеет дополнительный подтекст, поскольку слово Cool помимо основного значения имеет разговорное значение «классный, крутой». «Жаркие» — одновременно отсылает и к месту проведения игр (Сочи находится в субтропиках), и к накалу спортивных страстей. «Зимние» — и время года, когда проходят игры, и образ, с которым Россия ассоциируется у всего мира. «Твои» — символизирует, что сочинские игры – для каждого и каждого болельщика!
Так, может, нужно отбросить в сторону брюзжание по поводу немыслимых трат, а вспомнить о том, что мы – самая великая держава в мире и просто не имеем права ударить в грязь лицом?! Может, вспомним о том, что нам есть кем гордиться и наши спортсмены ждут от нас только поддержки и понимания?! Может, все-таки, докажем, что «Твои» — для нас не пустое слово, что сочинская олимпиада действительно для каждого болельщика, для каждого россиянина?!