Евгений Колюшин: Сбор подписей избирателей для одномандатников отменять нельзя

Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – куратор Оренбургской области – Евгений Колюшин 19 августа, на встрече с журналистами дал оценку работе избиркомов различных уровней, поделился своим видением ситуации с выборами в регионе.

О визите

Центризбирком не занимается непосредственной организацией муниципальных выборов. Однако у нас есть определенные контрольные полномочия и в случае необходимости мы можем вмешаться в процесс. В Оренбургской области в настоящее время каких-то оснований для вмешательства ЦИКа нет. Пока у меня складывается благоприятное впечатление о работе избирательных комиссий в регионе. Сегодня, например, состоялась очень продуктивная видеоконференция со всеми территориальными и муниципальными избирательными комиссиями Оренбуржья.

О досрочном голосовании

В Оренбургской области досрочно проголосовать станет возможным с третьего сентября. Это, как бы сказать, институт неоднозначный. С одной стороны гражданин имеет право досрочно проголосовать при наличии уважительных причин. С другой – есть соблазн поднимать явку за счет этого вида волеизъявления. Но меня заверили, что искусственного нагнетания явки не будет.

О конкуренции

В городах конкуренция вполне реальна. А что касается сельской местности, то там есть проблемы даже с поиском кандидатов. Это происходит из-за того, что престиж представительных органов не особо высокий. Но это характерно не только для Оренбургской области. И главная задача кандидатов на округе, где всего один человек на место, получить более 50% голосов. Пока в Оренбурге тихая, спокойная, вялая кампания. Чуть позже страсти будут накаляться. Это будет произойдет, конечно же, в городах, где население более политизировано.

О подписях

Общая установка, которую выполняли комиссии, — все сомнения трактовать в пользу кандидата. Но есть и требования закона. В любом случае окончательное решение принимает избирательная комиссия. Например, в случае с подписями – это наиболее распространенная причина отказа в регистрации кандидатам. Есть порядка 15 оснований для признания недействительными. Часть споров потом переносится в суды. И они уже дальше разбираются.

Существует такая точка зрения, что подписи нужно отменить. Действительно, у комиссий достаточно много возможностей для субъективного подхода при проверке. Но в отношении партий, которые показали поддержку избирателей, подписи отменены. Что касается кандидатов, то мое мнение – подписи отменять нельзя. Некоторые просто удовлетворяют свое честолюбие, амбиции, но за казенный счет, за деньги налогоплательщиков. Значительная часть кандидатов понимает, что их не изберут. Но идут на выборы для решения каких-то других задач.

О судимостях

Часть отказов связана с сокрытием судимости. Даже если судимость была при советской власти: не сообщил об этом – получил отказ. Особенность избирательного законодательства в том, что снятая или погашенная, но она должна указываться. В некоторых случаев это становится плюсом. Например, человек объясняет, что его несправедливо осудили. Кстати, по структуре: первое место занимают кражи, потом ДТП. Встречаются и оскорбления, и побои. Но человек не может быть избран в течение 10-15 лет после снятия судимости, если он отбывал заключение за тяжкое или особо тяжкое преступление.

О выборах главы муниципального образования

Это опять же характерно не только для Оренбургской области. У вас же сейчас населением не избирается ни один глава муниципального образования. Законодательство вообще-то позволяет и избирать. Решение об этом принимает субъект. Естественно это объективно снижает явку избирателей. Меня настораживают эксперименты в местном самоуправлении. Если глава выбран населением, то он и увереннее себя чувствует, более независим. Да, возможно, губернатору с ним сложнее работать, но отношения так или иначе надо выстраивать. Конечно, когда человек назначается, минуя избирателей, то работать сложнее.