Сайда Афонина: Писать картины в Оренбуржье удовольствие — они светятся

Одна из самых талантливых и известных не только в России, но и в других странах мира, художница-портретистка Сайда Афонина в интервью RIA56 рассказала, что ее связывает с Оренбуржьем, какой цвет у нашей области и в чем разница между городскими и сельскими детьми.

Об Оренбургской области

— Моя любовь к Оренбуржью началась четыре года назад. Друзья пригласили приехать в Черный Отрог в летний лагерь «Светоч» вместе с моими детьми. Предложили совместить приятное с полезным – поработать и отдохнуть. В привычном понимании отдохнуть не получилось, но взамен я приобрела нечто большее. Вообще для меня это был первый опыт участия в жизни летнего детского лагеря. Попробовала — теперь меня не отпускает.

— Оренбургская область привлекла меня своим цветом. Я портретист, но всегда мечтала поработать с пейзажами. Замечу, что это очень сложно. Например, зелень писать всегда трудно. А вот в Оренбургской области у меня это получилось с легкостью. Здесь какой-то невероятный простор, широта.

— Мне удалось побывать во многих городах России и мира. Но таких красок не встречала. Оренбуржье… Здесь степь дурманит запахом трав. Земля золотая изнутри: такое ощущение, что она светится. Когда я писала холмы, создавалось ощущение, что они подсвечиваются. И, кому-то может показаться странным, в Оренбуржье голубые деревья. Повторюсь, таких красок ни в одном уголке мира больше не находила.

О людях Оренбуржья

— В этом году меня познакомили с оренбургскими пуховницами и с потомками казаков. Это был уникальный опыт. Дело в том, что в Москве общаешься с очень узким кругом людей. Как правило, это поэты, художники, музыканты. И не всегда есть возможность выйти за рамки, поговорить, что называется с народом. Побывать в атмосфере их жизни, погрузиться в их быт, традиции, прикоснуться к этому, если можно так сказать, сокровищу русской нации. Так вот в Оренбуржье мне удалось встретиться с такими людьми, взять интервью, сделать фотоснимки. Потом эти материалы лягут в основу моих работ. Вполне возможно, что эти картины займут место в музее имени Виктора Черномырдина.

— Мне очень понравилось, что ценностные ориентиры оренбуржцев сильно отличаются от понятий москвичей. В какой-то момент поймала себя на мысли, а правильно ли я живу. Захотелось что-то поменять в своем внутреннем мире. Внешний лоск, помпезность – не самая главное в жизни. И об этом забываешь в столичной круговерти. А здесь, находясь у истоков простого и одновременно мудрого понимания жизни, ты вновь возвращаешься к осознанию главных истин.

О детях и работе в летнем лагере «Светоч»

— Я заметила отличительную черту оренбургских детей. Они точно знают, что такое хорошо, а что такое плохо. Очень четко различают «белое» и «черное». А вот московским детям, несмотря на свою эрудированность, трудно с этим. Все так сильно переплетено, что разобраться малышу невероятно сложно.

— Еще одна история, которая характеризует отношение детей из города и села к жизни. В лагере среди мальчиков семи-восьми лет проводили игру «Благодарность». Ребенку нужно было ответить на вопрос: за что ты благодарен родителям. Городские ребята упоминали телефоны, айпеды, игрушки… А вот деревенские мальчишки говорили мамам и папам спасибо за то, что они подарили им жизнь. Совершенно другая система ценностей.    

— В рамках лагеря мы организовали кружок рисования. Были те, кто уже умел рисовать, и те, кто впервые знакомился с кисточкой и красками. Определенной программы нет. В каждой смене она менялась. Я придерживаюсь такого принципа: если интересно мне и тема захватывает, — то и детям это понравится. И пока я еще ни разу не ошибалась. В этот раз, например, увлеклись с ребятами графикой. Рисовали тремя цветами на серой бумаге. Отмечу, что на занятиях я очень часто использую профессиональную лексику. Дети к этому привыкают и уже сами используют ее.

— Примечательно, что ребята после работы над рисунком, просят его забрать. Это говорит о том, что они им дороги. Иногда совместно с руководством лагеря готовим ребятам интересные творческие задания. Например, приводим лошадь, козу – рисуем с натуры. А еще с детьми мы немного шалили. В этом потоке разрисовывали стены летней эстрады изображениями степных птиц, которые живут в Оренбургской области. Я наносила контуры, а ребята уже расцвечивали их.  Получилась своеобразная настенная энциклопедия!

— Никогда не забуду мальчика Никиту. На одном из занятий мы решили пойти по принципу «от слова к рисунку». То есть, мы сначала определили круг каких-то важных для каждого слов, а потом попытались изобразить их. И шестилетний Никита выбрал слово «вечность». Он даже написать его самостоятельно не мог. Мы думали, что сейчас ребенок вокруг слова какие-то цветочки-листочки нарисует.  Но Никита нас поразил глубиной вложенных смыслов. Например, на букве «Т» он нарисовал бельевые веревки. И объяснил, что вечность – это быт.

— Возвращаясь из лагеря, всегда делюсь впечатлениями с друзьями. Видимо, я так красочно описываю свои творческие приключения в «Светоче», что окружающим тоже хочется посетить его. Например, моя хорошая подруга, соавтор работ,  поэтесса Ирина Барсэл. Оказавшись здесь, она привнесла новую энергию. В итоге родились уникальные творческие проекты, которым мы придали законченную форму в виде альбома и открыток.

— В Оренбуржье у меня теперь есть очень много замечательных друзей. Как обычно говорят, от мала до велика! И каждое лето непостижимым образом тянет сюда. Надеюсь, что и в следующем году вновь приеду сюда!