Треугольники с фронта: «Пишу письмо, а в ста метрах от меня ходят фрицы»

Во время Великой Отечественной войны письма-треугольники ждали с нетерпением в каждой семье. В распоряжении RIA56 оказались несколько таких писем, которые писали своим семьям уроженцы Оренбургской области.

Передо мной – письмо, написанное 5 марта 1942 года на уведомлении о вручении почтового отправления Голубничим Александром Георгиевичем из села Судьбодаровка Новосергиевского района.

«Здравствуйте, мама, Соня, Шура, Петя! Жив, здоров, чего и вам желаю. Едем на фронт, настроение бодрое. От вас писем не получал, будучи в Тюмени. Сыт, обут, одет. А как вы? В вагоне песни, пляски, творческие концерты. Подъезжаем к Казани. В Казани хочу бросить эту открытку. Ребята, слушайте маму, уважайте ее, Соню также слушайте, она старше вас. С артиллерийским приветом. Крепко вас целую».

А вот строки из письма Лукинского Михаила Матвеевича:

«… Шлю вам всем, мои родные, горячий чистосердечный привет и желаю вам всего хорошего, дождаться домой. Как разгромим всемирного врага – гитлеровскую гадину, так опять заживем по-старому и по-хорошему… Жив буду – вернусь домой, убьет – живите дружно. Только дружно живите, не давайте друг друга в обиду…»

Новосергиевец Михаил Матвеевич остался жив и многие годы работал на сигнальном [ныне механическом] заводе.

В семье Туркиных Алексея Ивановича и Анны Агаповны до войны родилось семеро детей. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 января 1946 года Анна Агаповна награждена медалью материнства 1 степени. В 1942 году Туркин Алексей Иванович добровольцем уходит на фронт. Домой он писал теплые и заботливые письма, отправлял посылки.

«20. 02. 1945 года. Привет из Германии! Здравствуй, дорогая супруга Нюра и детки Шура, Вася, Валя, Аллочка и Лида! Посылаю вам, дорогие мои, свой чистосердечный боевой привет и желаю хорошего здоровья! Сообщаю вам, дорогие мои, что я еще прошел одну схватку с немецкими бандитами, вышел невредимым в добром здравии. Там, бандитам, было жарко от нашего оружия. Большое количество мы взяли их в плен и много погибли. Да, Нюра, вот сейчас смотри, я пишу вам письмо, и писарь моего подразделения подает мне твое письмо!»

«Ваше письмо я получил перед боем… Я и мое подразделение вышло с победой, за что получил благодарность лично от товарища Сталина!»

«Ты будешь скоро мать-героиня! Я и мои товарищи все читали письмо. Я горжусь тобой, моя дорогая верная подруга в дальнейшей жизни. Крепко вас целую. У меня есть возможность выслать тебе посылку».

«14.04.1945 года. Привет из Германии! Здравствуй, дорогая мною уважаемая супруга Нюра и детки Шура, Вася, Валя и дочка Аллочка! Посылаю вам, дорогие мои, свой чистосердечный боевой привет и желаю хорошего здоровья. Сообщаю вам, Нюра и все милые детки, что я вчера получил от Володи письмо, он находится в Германии на переднем крае. Он вам высылает посылку весом 5 килограммов и я вам, Нюра, выслал 10 килограммов. Вот все, что хотел написать вам. А сейчас несколько слов о себе. Живу я на новой квартире. Пишу письмо, а в ста метрах от меня ходят фрицы. Мы на них охотимся, частенько даем прикуривать от своего оружия!»

Правнучка Туркина Лада Ложкина, ученица Новосергиевской средней школы № 2, написала о своем прадедушке:

«… Мой прадедушка, Туркин Алексей Иванович, военный офицер, командир взвода разведки, старший лейтенант. Погиб он 17 апреля 1945 года, не дожив до победы всего несколько дней…

Похоронку моей бабушке принесли 10 мая 1945 года. И вот через 65 лет я бережно держу в своих руках это скорбное сообщение. Страшно представить, что пережила семья, получив известие. Придя домой, прабабушка Аня опустилась на колени перед иконой, и, не сдерживая слез, просила: «Господи, помоги мне поднять семью». Слабая надежда теплилась в душе, что похоронка – ошибка.

Потихоньку мирная жизнь налаживалась, подрастали дети. Прабабушка в 1983 году переехала в Новосергиевку к дочери. Но прожила один месяц. 3 мая ее не стало. Похоронили ее в нашем поселке.

Я обращаюсь к своим сверстникам. Уважительно относитесь к людям старшего поколения, они завоевали для нас мир на нашей земле».