Полосатый вопрос безопасности

Не опасно ли для здоровья покупать сочную ягоду? И на что обратить внимание при покупке лакомства? Арбузы сегодня продают везде. Их предлагают на рынках официальных и стихийных, во дворах и вдоль автомобильных трасс.

Не опасно ли для здоровья покупать сочную ягоду? И на что обратить внимание при покупке лакомства?

Главный совет от Андрея Кириллова, заместителя пред­седателя комитета потреби­тельского рынка, услуг и раз­вития предпринимательства администрации Оренбурга, – не отовариваться на несанк­ционированных точках. Уж если захотелось отведать арбуза, то идти на легальный рынок или в магазин – так спокойнее. Тор­говцы, у которых продукция ка­чественная и с документами всё в порядке, не станут прятаться по подворотням.

И всё же подпольные арбуз­ники практически неуловимы, торгуют где придётся. Помним: павильоны, реализующие про­дукцию с открытых площадок (без солнцезащитных тентов) и непосредственно с земли, нарушают требования законо­дательства.

А вы чьих будете?

В Управлении Россельхознад­зора по Оренбургской области рассказали, что сейчас самая горячая пора для привозной ягоды. Бахчевые культуры чаще везут из соседнего Казахстана и Узбекистана. Местных ягод пока очень мало.

Есть ли мышьяк в вашей ягодке?

Прежде чем попасть на при­лавок, бахчевые культуры ис­следуются на наличие нитра­тов, пестицидов, токсических элементов. Специалисты ищут ртуть, кадмий, свинец, мышьяк. Каждая арбузная партия должна сопровождаться соответствую­щими документами.

Качество продукции про­веряется в лаборатории. Бахче­воды обязаны проверять свою продукцию, иначе её запретят продавать.

Отправляемся на разведку

Далеко ходить не прихо­дится: вот напротив редакции торгуют прямо с земли. Велик соблазн купить арбуз на ме­сте, чтобы не тащить ягодку весом 7 – 10 килограммов за тридевять земель. Но мы пред­упреждены, а значит, воору­жены и не станем рисковать здоровьем.

– Почему не на рынке?

– Там за место платить надо. Мы столько не наторгуем, сколь­ко с нас возьмут, – откровенный ответ.

Едем на Нежинское шоссе. Разочарование: нет ни одной торговой точки с арбузами. Значит, на объездную. Недале­ко от колхоза имени Ленина на обочинах развернулась торговля арбузами и дынями. Чтобы раз­говорить продавца, объясняю, мол, ищу работу.

– Трудно тут работать. Но на жизнь зарабатывать надо. В городе рынок переполнен, вот и выезжаем сюда, – говорит загорелая женщина.

– А документы?

– Документы в порядке, у хозяина с этим всё чётко.

Протягивает сертификаты соответствия с подписями и печатями.

– И что, покупают на трассе арбузы?

– Да, у нас и постоянные по­купатели есть. В основном води­тели транзитных большегрузов из Перми, Сибири. А так день на день не приходится. Когда два арбуза за целый день продашь, а когда и целую партию!

– Арбузы откуда?

– Казахстан!

– Не гоняют надзорные ор­ганы?

– Проверяют иногда налого­вая, Россельхознадзор, но они же сами нам все документы и выдают.

– Нельзя же на трассе торго­вать арбузами?

– Нельзя. Но я тут уже 20 лет стою, – пожимает плеча­ми продавец.

Покупаем самый большой и спелый арбуз, чтобы проверить его в лаборатории.

На рынке для сравнения купили ещё один – поливной соль-илецкий. Едем проводить экспертизу.

Екатерина Шувалова, ве­дущий ветеринарный врач хи­мико-аналитического токси­кологического отдела, долго колдовала над образцами и вы­несла вердикт: в казахстанском арбузе нитратов чуть больше, чем в соль-илецком. Но в обоих – в пределах допустимой нормы.

Анатолий Танков, начальник отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе РФ:

– С начала сезона пришлось запретить ввоз в Оренбургскую область более 300 тонн бахчевых культур. Если в пересчёте на большегрузные машины, то развернули и отправили восвояси порядка 20 фур. У всех отсутствовала требуемая по закону документация, фитосанитарные сертификаты были недействительны. Сертификаты выдаются там, где арбузы выросли. И в Казахстане, и в Узбекистане работают организации, которые следят за продукцией высокого фитосанитарного риска, они и выдают соответствующие документы. О чём говорит наличие легального сертификата? О том, что ввозимая продукция качественная и не заражена вирусами и бактериями. Оберегают на границе и от ввоза «заморских» зараз: африканской дынной мухи и бактериальной пятнистости тыквенных культур. Это не опасно для здоровья покупателей. Зато чревато для местных бахчеводов: пропусти на контроле больную дыньку, и вскоре в оренбургских степях может погибнуть весь урожай бахчевых.

Оксана Бобошко, заведующая испытательной лабораторией Оренбургского референтного центра Россельхознадзора:

– С 2014 года ответственность за качество товара полностью лежит на производителях. Причём она ужесточилась, вплоть до уголовной. Теперь именно бахчевод заинтересован иметь всю соответствующую документацию на свой продукт. В этом году мы уже проверили более 60 партий арбузов. Пока все пробы чистые. Но сезон только начинается, из-за погодных условий торговля запоздала на целый месяц. Местных «суходолов» пока нет вообще. А поливные арбузы только пошли. В прошлые годы были самые разные случаи: встречаются у нас недобросовестные и производители, и продавцы. Даже если в поле закупается чистая по всем показателям продукция, продавец может всё испортить, например торгуя на трассе или храня арбузы с нарушением элементарных норм. После отравления на проверку приносят ягоду и частные лица. Однако чаще всего показатели пребывают в норме.

Ольга Зубкова, директор Оренбургского референтного центра Россельхознадзора:

– Единственный точный способ подтверждения качества арбуза – это декларация о соответствии. В ней должна быть следующая информация: страна-производитель бахчевой культуры или место выращивания, сроки сбора урожая, содержание вредных веществ. Следует обратить внимание, показывает продавец оригинал или копию документа. Если копию, проверяем печать – она должна быть цветной. Если чёрно-белая, в подлинности декларации можно усомниться, потому что так копия может быть подделана в любом графическом редакторе.