О кадровом голоде, туберкулезе и очередях: прямая линия с орскими медиками

О многих «болевых» точках орского здравоохранения журналисты издания «Орская газета» совместно с представителями медицинского сообщества обсудили в рамках прямой линии со своими подписчиками.

Основной вопрос орского (да и не только) здравоохранения – это кадры. Нашим больницам и поликлиникам не хватает терапевтов, анестезиологов-реаниматологов, акушеров-гинекологов и других специалистов узкого профиля. Нехватку кадров испытывает и детская городская больница. Наверное, поэтому большая часть вопросов, прозвучавших на прямой линии в «Орской газете, касалась именно этой темы.

На вопросы орчан в ходе прямой линии отвечали начальник отдела здравоохранения по работе с территориями министерства здравоохранения Оренбургской области Лилиана Перелыгина, главный врач городской больницы №3 Андрей Захаров и главный врач горбольницы №5 Вера Озмитель. Вопросы, адресованные руководству горбольницы №4, мы задали заведующей поликлиникой Оксане Ткаченко.

– В 2011 году я прошла томографию. Мне поставили диагноз «атрофия коры головного мозга». От лобной части до затылка голова горит огнем. Это последствия инсульта, как мне объяснили. Я делала рентген шейного отдела. Когда обратилась в поликлинику с просьбой назначить повторный рентген – мне отказали. Почему? – узница концлагеря, инвалид Наталья Петровна.

Лилиана Перелыгина:

– Вашим вопросом нужно заниматься. Сказать сейчас, почему вы получили отказ, мне сложно. Мы записали ваши координаты, будем работать, не переживайте.

– Руководство нашего детского сада обязало всех родителей к посещению их детьми фтизиатра, объясняя это тем, что у одного из сотрудников учреждения выявлена закрытая форма туберкулеза. Пробу Манту нашему ребенку делали. Оправданно ли требование руководства детсада? Могут ли родители отказаться от посещения тубдиспансера? – педагог Анна Михайловна.

Вера Озмитель:

– Медики образовательного учреждения все делают верно. В случае обнаружения данного заболевания, пусть и в закрытой форме, они обязаны принять определенные меры по СанПиНу. Родители же должны выполнить их требования. Если отказываются, то ставят под угрозу жизнь других детей. Всегда лучше перестраховаться.

– Меня и других женщин нашего района беспокоит вопрос записи к врачам женской консультации ГБ №3 на Добровольского. Запись там – за месяц. Но бывают особые случаи, воспаления, к примеру, которые нельзя запускать. Талон к доктору не достать. Терпишь до последнего, а уже когда совсем прижмет – идешь в консультацию, а тебя записывают на прием через три недели. На повторный прием тоже записываешься. За некоторыми талонам на анализы приходится приходить в другой день и опять стоять в очереди. В поликлинике на Пацаева та же ситуация. Почему? Неужели нельзя проще относиться к пациентам? – орчанка Мария Дымова.

Андрей Захаров:

– Все проблемы – от дефицита кадров. Врачей не хватает. Но если вы обращаетесь в консультацию или поликлинику с острой болью, высокой температурой, вас обязаны принять. С талонами на анализы – особый вопрос. У нас дорогостоящее оборудование, которое мы не можем использовать ради одного анализа. Набираем определенное количество – запускаем его в работу. Но! Срочные анализы никто не отменял. Нужно – делаем даже один.

– Наш участковый педиатр вынужден принимать пациентов двух участков. На сайте горбольницы №5 значится, что им требуется десять педиатров. Трудно представить, какая нагрузка ложится на одного доктора. Но от этого страдаем мы, ведь тот минимум времени, который врач должен отдать одному пациенту, делится на двоих. Верно? – молодая мама Татьяна.

Вера Озмитель:

– Действительно, один педиатр вынужден вести по два, а то и по три участка. В нашей больнице сейчас 23 незакрытых вакансии. Но время, отведенное на одного ребенка, не уменьшается. Доктора принимают до последнего пациента. Проблема нехватки кадров есть у всех лечебных учреждений Орска. Сегодня мы были на совещании у главы города, который так же обеспокоен данным вопросом. Только не все зависит от главных врачей, нам необходима помощь муниципалитета. Пока же мы наблюдаем неприятные для нас вещи: престиж профессии не поднимается, а медики уходят в те сферы, где нет такой большой нагрузки. Мы обсудили и вопрос выдачи подъемных молодым докторам. В Новотроицке дают 250-300 тысяч. У них единоразовая выплата. У нас меньшая сумма плюс наем жилья. По сути, получается примерно столько же. Наши условия даже лучше.

Лилиана Перелыгина:

– Но молодежь не идет. Зачастую их требования превышают их же способности. Им нужно все и сразу. Вы знаете, что в этом году впервые за последнее время из медицинского вуза выпускники забрали все свои дипломы? Прежде не забирали до ста штук! Связано это с тем, что растет набор по целевому направлению. Не забрать диплом – значит попасть под судебное разбирательство, ведь за тебя платило государство, ты обязан не просто забрать документ, но и работать по специальности. Но, опять-таки, в профессию идут не все. Возможно, просто боятся.

– К нашему неврологу в поликлинике ГБ №4 мы не можем записаться на прием весь месяц. Электронные талоны разобраны, на декабрь запись еще не ведется. К другим неврологам талоны есть. Что же, все идут к одному доктору? Утром в регистратуре достать талон тоже нереально. Сколько же талонов выдается для живой очереди и сколько выбрасывается для электронной записи к одному врачу в день? – Наталья Попова.

Оксана Ткаченко:

– На сайте запись к врачу ведется в течение тридцати дней. В ноябре вы записываетесь на ноябрь, в декабре – на декабрь. Такова единая система. У невролога прием длится шесть часов. В среднем за час по нормативу он должен принять три человека. В день получается 18 человек. Минимум два талона мы выкладываем в электронную запись. Больше не можем. Да и не все пациенты, записанные по Интернету, приходят на прием в назначенный день. И ладно, если бы просто талон «сгорел», так к врачу не попал человек, который действительно нуждался в помощи! Какие-то талоны уходят на повторные приемы, 1/3 или 1/2 от общего их количества остается в регистратуре. Но если вы несколько лет находитесь под наблюдением одного доктора, если у вас хроническое заболевание, вы обязаны проходить осмотр раз в три месяца. Поэтому можно, если вам не хватило талона, подняться к своему врачу и попросить записать вас на прием. Врач, не выходя из кабинета, может оформить талон по компьютеру. Плюс у нас сейчас работает кабинет неотложной помощи с восьми утра до семи вечера. Там вам всегда помогут.

– Я отношусь к поликлинике синтезспирта. На Никеле есть дневной стационар, а стационара на дому нет. Неужели нельзя его организовать? Я человек неходячий, мне такая услуга необходима. В ГБ №4 такой стационар работает – чем мы хуже? – инвалид II группы Валентина Петровна.

Лилиана Перелыгина:

– Стационар на дому в горбольнице №1 (это объединенные ГБ №1 и ГБ №6 – прим. автора) есть. Другой вопрос – почему вы о нем не знаете. Я переговорю с руководством больницы, и к вам обязательно придет участковый врач.

– В последнее время число терапевтов в ГБ №4 поубавилось. Говорят, докторов переманивают в Новотроицк. Это правда? Если так и дальше пойдет, кто нас будет лечить? – пенсионерка Валентина Семеновна.

Оксана Ткаченко:

– Информация неверна. Хотя поликлиника, к сожалению, не на сто процентов укомплектована врачами. На 22 участках у нас пятнадцать терапевтов и четыре фельдшера. Оголены лишь два участка. Молодежь идет в медицину неохотно. В этом году пришел один молодой терапевт, собирается еще один интерн. Понятно, что нагрузки большие, некоторые врачи работают на автомате, но пока изменить ситуацию в лучшую сторону мы не можем. Проблема кадрового голода свойственна медицинским учреждениям всей страны.

– На прием к эндокринологу приходится выстаивать долгие очереди. А ведь эндокринологов в поликлинике сейчас трое. Нельзя сделать так, чтобы тот, кто состоит на учете по сахарному диабету, приходил за лекарством в определенное время? – пенсионерка Нина Павловна.

Оксана Ткаченко:

– Эндокринологи принимают строго по времени. Если у вас талон на одиннадцать часов, просто не приходите в девять. За лекарствами можно подойти без очереди в восемь утра к медсестре в кабинет своего эндокринолога, отдать карту, а уже в назначенное время подойти за препаратами. Если же вам нужна корректировка лечения, когда кажется, что лекарство не помогает, или есть вопросы по лечению, то лучше записаться к доктору на прием.