Шестьдесят километров мечты: в Оренбуржье чиновники шесть лет «строят» дорогу
Шестьдесят километров — такова протяженность дороги от Ясного до Ащебутака через Акжаровку. Сегодня, чтобы добраться до Орска, ясненцы едут по объездной трассе через Домбаровку. Это 164 километра пути и почти два часа тряски в неудобной ГАЗели. А если рискнуть и выбрать маршрут через Акжаровку, то можно выиграть верных пятьдесят километров. Но уже не первое десятилетие жителям одного из самых удаленных от «цивилизации» городов Оренбургской области об этой удобной дороге остается только мечтать: щебеночное покрытие, рытвины и промоины делают дорогу через Акжаровку некомфортной, а порой и опасной.
Руководство района не однажды обращалось с просьбой об асфальтировании этого «стратегического» участка и в органы региональной власти, и на федеральный уровень. Но воз и ныне там.
В 2008 году Алексей Чернышев, будучи в те годы губернатором Оренбургской области, так и не смог убедить федеральные структуры в необходимости решения дорожной проблемы ясненцев.
– Автодорога связывает Ясный, в районе которого расположена пусковая площадка ракетных войск стратегического назначения России, и Орск. Учитывая ограниченные возможности областного бюджета, приступить к капитальному ремонту с объемом затрат более 700 миллионов рублей без помощи федерального бюджета невозможно, – говорил Чернышев, отвечая на вопрос о планах по строительству автодороги «Ясный-Ащебутак-Орск» журналистам РИА Новости 20 февраля 2008 года.
По словам губернатора, автодорога общего пользования «Ясный-Акжарское-Ащебутак» со щебеночным покрытием рассчитана на нагрузку шесть тонн на ось. В объеме перевозок, осуществляемых по этой дороге, основная доля приходится на автотранспорт РВСН России с нагрузкой 13 тонн на ось.
– По причинам несоответствия дороги нормативно-техническим требованиям, грузоперевозки осуществляются по более длинному маршруту автомобильной дороги «Орск-Домбаровка-Светлый» с асфальтобетонным покрытием, которая находится в удовлетворительном состоянии, – сказал тогда губернатор.
Он также сообщил, что в 2007 году была разработана проектно-сметная документация дороги с учетом требуемой нагрузки, заявленной компанией «Космотрас». Проект капитального ремонта включал участок протяженностью 60,6 километра. Общая сметная стоимость в ценах 2008 года составляла 719 миллионов рублей.
В феврале 2011 года Ясный посетил председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин. В рамках рабочего визита он встретился с главой администрации Александром Клименко. И вновь был поднят вопрос о строительстве асфальтированной дороги «Ясный-Акжаровка-Ащебутак».
– Мною в самое ближайшее время будут подготовлены соответствующие документы по вышеуказанному вопросу. Эта проблема в числе других действительно имеет большое значение для населения, и мы понимаем, что тянуть здесь нельзя. Поэтому будут предприняты определенные меры по ускорению процесса ее решения», – отмечал Заварзин 18 февраля 2011 года в комментариях ER.RU. Но, видимо, опять что-то не получилось.
В октябре 2013 года еще один депутат ГД Российской Федерации Елена Николаева, побывав в Ясном, заверила руководителей района, что переговорит с «нужными» людьми, чтобы дело сдвинулось с «мертвой» точки. Но прошло больше года, а ответа пока нет.
Не только глава муниципального образования, но и рядовые ясненцы пытаются достучаться до тех, от кого зависит решение насущной проблемы всех жителей нашей территории. В открытом блоге губернатора области Берга читаем запрос одного из наших земляков: «Уважаемый Юрий Александрович, добрый день! О дороге «Орск-Ясный». На данный момент это расстояние составляет 160 километров. Ни для кого не секрет, что дорога могла быть на 50 км короче для жителей Ясненского, Светлинского и Адамовского районов, пролегай она через Акжаровку. Это позволит сэкономить время, сделает возможным более активное перемещение людей».
Ответ дал директор Главного управления дорожного хозяйства Оренбургской области Дмитрий Хусид: «На автодороге «Ясный-Ащебутак» в 2013-2014 году проводились работы по восстановлению профиля гравийных дорог с добавлением нового материала. Дороги поддерживаются в проезжем состоянии в пределах средств, выделенных на содержание и ремонт автодорог регионального и межмуниципального значения Оренбургской области, тем самым обеспечивая круглогодичный проезд общественного транспорта». Нам неизвестно, ездил ли сам по этой дороге Дмитрий Леонидович, но у ясненцев насчет «круглогодичного проезда», думается, нашлись бы возражения.
Тот же Дмитрий Хусид в одном из региональных деловых изданий – журнале «Финансово-экономический бюллетень» (ноябрь 2013 года) — отмечал, что ремонт одного километра гравийного покрытия в среднем по области стоит от 900 тысяч до 1,5 миллиона, асфальтобетона – в семь-восемь раз дороже. Чтобы капитально отремонтировать дорогу с доведением ее параметров нагрузки на ось, например, до 11,5 тонны, необходимо 25 миллионов рублей на километр.
Однако есть у этого «дорожного» вопроса другая сторона и другие цифры. О них говорят сотрудники ясненской районной больницы.
Врач-терапевт Александра Александровна Тесля в беседе со специалистами учреждения здравоохранения выяснила следующее. В плановом ультразвуковом комплексном обследовании, как сообщила ей заведующая детской поликлиникой И.А. Гребенева, нуждаются все дети в возрасте 1 месяца, 7, 14 и 17 лет. В нашей больнице только один узист. УЗИ-кабинет Ясного перегружен, поэтому многих детей возят на обследование в Орск (услуга платная). Только в ноябре этого года в Орск на консультацию и УЗИ-обследование было направлено 43 ребенка. Во что это выливается в денежном выражении, подсчитать нетрудно: за консультацию – 7 500 рублей плюс затраты на транспорт. Сумма для рядовой ясненской семьи получается немалая – примерно 10 000 рублей.
Несколько цифр по онкобольным. С первого октября по первое ноября 2014 года в Орск и Оренбург на консультацию направлено 300 человек. Те, кому назначена химиотерапия, ездят на повторные курсы лечения, в зависимости от диагноза и тяжести состояния либо через каждые десять дней, либо через месяц. Не все из таких больных могут выдержать поездку в ГАЗели. Значит, человек вынужден брать такси, если у него нет своей машины. Это, как вы понимаете, еще дороже – минимум 2 500 рублей (в одну сторону).
Врачом-психиатром за 10 месяцев текущего года направлено в Орск и Оренбург 28 человек. Акушерами-гинекологами – 86 беременных женщин с группой высокого и очень высокого риска. Врачом-кардиологом – шесть пациентов для проведения коронографии.
По медицинским показаниям в Орск и Оренбург на спецтранспорте районной больницы было перевезено за 10 месяцев нынешнего года более 40 детей. Прибавьте к ним тех, кого родители по направлению педиатра везут на своем транспорте. А это, как минимум, три ребенка в месяц. С бронхиальной астмой, болезнями новорожденных, желтухой, врожденным пороком сердца для уточнения диагноза (так как требуется допплеровское исследование), в аллергоцентр.
Надо ли объяснять, что такое для ребенка или больного человека лишние 50 км пути, а с учетом обратной дороги – и все 100?
Врач-рентгенолог районной больницы Ольга Владимировна Саплинова провела нехитрые вычисления:
– В Ясном и ЗАТО Комаровский общая численность населения равна примерно 24 500 человек. Количество женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет, то есть пенсионеров, примерно 5 800 или 24,5%. Дети-инвалиды, инвалиды-колясочники, инвалиды 1, 2, 3 группы – 2 066 человек или 8,5%. Инвалиды и пенсионеры – это те люди, которые, как правило, нуждаются чаще всего в специализированной помощи. Им ее могут оказать либо в Орске, либо в Оренбурге. Другими словами, 33 процента от всего населения двух муниципальных образований, не самых, заметьте, здоровых людей, вынуждены периодически по объездной дороге добираться до областных медицинских центров, тратить на «лишние километры» и без того небольшие пенсии и пособия.
Да и учреждение здравоохранения могло бы иметь значительную экономию средств, если бы водители спецтранспорта пользовались не объездной, а прямой дорогой. Начальник гаража больницы сообщил, что за 10 месяцев 2014 года было совершено 242 выезда медицинского транспорта. На 100 км пути такой транспорт расходует 18,7 литра бензина. При стоимости топлива 31,50 рублей за литр на каждой поездке можно было бы сэкономить почти 600 рублей бюджетных денег. А теперь умножьте это на количество выездов, прибавьте расходы на масло, на амортизацию и т.д.
Доступность и качество медицинской помощи – едва ли не решающий фактор при выборе человеком места жительства. Будь у ясненцев возможность за час с небольшим доезжать до Орска по качественной асфальтированной дороге, жизнь территории, ее перспективы изменились бы. Да и население района перестало бы убывать. Наоборот, подтягивались бы специалисты разных направлений, и медики – в том числе. А цена вопроса, даже в масштабах области, не так уж и велика – всего 60 километров асфальта.