Бросить нельзя оставить: в Орске решают судьбу проблемных многоэтажек
«Сколько платите – на столько и работаем», – сказала как отрезала директор коммунального сервиса в Орске и спустилась в подвал дома. «Вы у меня вот где сидите со своими долгами!» – коммунальщица делает выразительный жест рукой, демонстрируя наглядно, где сидят у нее жильцы. Затем отчеканивает: «Выставлю ваш дом на открытый конкурс, авось кто заберет…»
«Ваш дом» – это одна из многострадальных девятиэтажек города. Ей не так уж много лет, но выглядит хуже, чем некоторые пятиэтажки, построенные гораздо раньше. Более-менее преобразилась она, лишь когда пришла с проверкой сотрудница государственной жилинспекции. В преддверии проверки и стекла вставили в окнах, и ступени зацементировали, и кое-где подбелили стены, и даже (какое чудо!) на этажах вкрутили лампочки. До этого казалось, коммунальщикам была безразлична судьба жилого здания, уверяют жильцы. В укор им ставят внушительную задолженность за коммунальные услуги. И все работы в доме выполняют на сумму, которая поступает от собственников, а это не так уж много.
Но разве должны страдать из-за неплательщиков другие, кто исправно платит? И как быть, если твой дом вдруг действительно откажутся обслуживать? Кто его возьмет под свое коммунальное крыло, если управляющая компания выставит на торги?
Вряд ли эти и другие подобные вопросы волнуют рядовых жителей орских многоэтажек. О том, что их дома могут в принципе стать на время ничейными, а потом и вовсе перейти в руки какой-то частной конторы, которая станет лишь номинально обслуживать здание, они не думают. Как правило, выбирают позицию «моя хата с краю», потому не проводят общедомовых собраний, чтобы определиться с выбором управляющей компании. Хотя этого от жильцов ждут все городские УК.
В управлении жилищно-коммунального хозяйства поясняют: в городе 1812 многоквартирных домов, однако на 1 мая нынешнего года собственники лишь 161 из них выбрали управляющую компанию.
– Все многоквартирные дома, где ранее действовал непосредственный способ управления, сейчас продолжают обслуживаться на основании действующих договоров оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общедомового имущества, – уточняют в УЖКХ города. – Если же собственники помещений в течение года не примут решения о выборе способа управления, то муниципалитет должен провести открытый конкурс по отбору управляющей компании.
Иными словами, если жители той самой девятиэтажки не определят судьбу своего дома, то их МКД тоже может попасть на так называемый аукцион. Равно как и многие другие дома, где жильцы не проявляют инициативы.
– Беда в том, что нам не с кем проводить собрание, – отмечают в таких домах. – Кто-то прописан, но не проживает, кто-то ведет асоциальный образ жизни. И мы не можем совсем не могучей кучкой решить судьбу дома. Должники за коммунальные услуги – главная проблема. По этой причине управляющей организации выгоднее от нас отказаться.
К слову, на 1 июня т.г. задолженность орчан по коммуналке составила 909,4 миллиона рублей. Одна из мер борьбы с неплательщиками – отключение от предоставляемых услуг. Сейчас от газа отключены 373 квартиры, от электроэнергии – 167. Только должников, кажется, это не особо пугает.
– Такие способы недейственны, – комментирует замдиректора по экономическим вопросам ООО «Коммунальщик-Сервис» Диана Мартынова. – Отрезаем свет – они (жильцы-неплательщики) подключаются от соседей. Отключаем горячую воду – они ходят в туалет на лестничную клетку. У нас на обслуживании 147 домов, из них четыре – в прошлом, кстати, носившие статус общежитий – имеют существенную задолженность. Мы предлагаем жильцам: приходите к нам работать! Раньше шли, теперь даже косить траву не соглашаются.
– Конечно, ситуации бывают разные, – говорят сотрудники коммунальных служб. – Кто-то работу потерял, у кого-то проблемы иного характера. Но надо понимать, что если один, второй, третий месяц не платишь за коммуналку, долг растет, как снежный ком. Когда же человек оплачивает счета хотя бы частично, мы идем ему навстречу. Предлагаем устроиться дворником, к примеру, или уборщиком лестничных клеток. Увы, день-два отработает и убегает. При этом зарплата у нас не так уж мала, как принято считать.
Средний заработок дворника, отмечает Диана Мартынова, 7-10 тысяч рублей, с учетом труда на двух-трех участках можно получать и все 15-17. Работай – получай – плати по долгам, казалось бы. Ан нет! Впору принимать закон об обязательных работах.
А пока коммунальщики вновь разводят руками: как быть с проблемными домами? Отдать бы их, но кому?
– Назрела необходимость создать муниципальную организацию, которая возьмет на свой баланс дома, не интересные ни одной управляющей компании и требующие больших капиталовложений, – размышляет Диана Олеговна. – В Москве такая организация есть, там государственное бюджетное учреждение старается забрать к себе как можно больше домов, а подрядчиками для обслуживания и проведения ремонтных работ выбирает такие компании, как наша. Но Москва далеко, а мы здесь. Проблемных домов немало в городе. Отказаться от них – значит бросить людей на произвол судьбы. Может быть, целесообразно принять специальную программу по ремонту проблемного жилья, ведь если выставлять такие дома на открытый конкурс, трудностей станет больше не только у жильцов. По 75-му Федеральному закону любой дом, выставленный на торги, должен предусматривать экономически обоснованную плату, следовательно, она будет гораздо выше, чем 12 рублей с квадратного метра. Жильцы такие суммы не потянут. И ни одна компания не захочет обслуживать дом за 12 рублей, если тариф будет 18. Наверняка, открытый конкурс – одна из мер, позволяющих не бросать такие дома. Но я сторонница того, чтобы люди и управляющие компании договаривались между собой. Ведь горожане не требуют от нас невозможного.
Кстати: Сейчас, как пояснили в городском УЖКХ, руководящим составом обслуживающих организаций пройдена процедура сдачи экзаменов, получены лицензии на право управления многоквартирным жилым фондом. После того, как будет утвержден проект договора на управление домами, коммунальщики приступят к заключению. Так что, надо полагать, ни одно жилое здание в городе не останется за бортом. Как говорят коммунальщики: «Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе». Иными словами, если жильцы не проводят общих собраний, коммунальные работники делают поквартирный обход и сами заключают с собственниками жилых помещений договоры.