В Оренбуржье отказываются возбуждать дело об изнасиловании заключенного
Оренбургские правозащитники добиваются возбуждения уголовного дела по факту избиения, изнасилования и использования труда заключенных в колонии-поселении №11 в Новотроицке, сообщает пресс-служба регионального отделения «Комитета против пыток».
В июле 2013 года к правозащитникам регионального отделения «Комитета против пыток» обратилась Ирина Балашова, которая рассказала, что ее гражданский муж Сергей Никоноров, отбывающий наказание в колонии, подвергается систематическому избиению, а также ему угрожают изнасилованием. Причиной таких действий стражей правопорядка, по словам женщины, стал отказ ее мужа работать на стройках и его обращения в Следственный комитет по факту использования рабского труда.
Сергей Никоноров в деталях рассказал, как строил дачу и баню для начальника колонии-поселения №11 Филюса Хусаинова. Потерпевший настаивал, что для проверки показаний может указать на месте такие детали, которые человеку непосвященному, даже самому хозяину построенных объектов, не могут быть известны, а знакомы только непосредственному исполнителю строительных работ.
За семь месяцев, что правозащитники пытались добиться правосудия, они обжаловали четыре постановления об отказе уголовного дела, которые впоследствии признавались незаконными. Как отмечают в «Комитете», не проводилось даже расследование фактов, указанных Никоноровым, в частности, не были осмотрены дачный домик и баня, где шло строительство.
В конце 2013 года картина дополнилась показаниями еще двоих осужденных К. и Д., которые рассказали, что к ним систематически применяется насилие со стороны сотрудников все той же колонии. Один из них после неудавшейся попытки побега из-за избиений был изнасилован одним из осужденных из так называемого тюремного «актива» в присутствии сотрудников колонии, снимавших все на видеорегистратор. Второму потерпевшему эту видеозапись показывали для устрашения. Опасаясь за свою жизнь, мужчины обратились в «Комитет против пыток», а после с заявлениями в Следственный комитет и обращением в адрес Уполномоченного по правам человека в Оренбуржье.
Несмотря на неоднократные ходатайства правозащитников в Следственный комитет с требованиями представить своим заявителям меры государственной защиты, каждый раз приходили отрицательные ответы – нет оснований. По заявлению следователей, проверка в отношении сотрудников ФСИН противоправных действий не выявила.
6 апреля Новотроицким следственным отделом было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных сотрудников колонии только по одной статье — «превышение должностных полномочий», т.е. использование фактов рабского труда.
— Уверен, что творящееся беззаконие в колонии-поселении № 11 стало возможным «благодаря» тому, что ни следственные органы, ни прокуратура не исполняют возложенных на них обязанностей, предпочитая «ничего не замечать» – говорит и.о. руководителя оренбургского отделения «Комитета протии пыток» Тимур Рахматулин. – С самого начала мы пытались обратить внимание государственных органов власти всех уровней на эту катастрофическую ситуацию. В итоге уголовное дело, и то лишь, по фактам использования рабского труда, было возбуждено только после того, как Москва, наконец, обратила внимание на Оренбургскую область, на плачевную ситуацию, которая сложилась в регионе, с проведением официальных расследований по заявлениям граждан о насилии со стороны правоохранителей. В свою очередь, теперь мы намерены добиваться возбуждения уголовных дел по преступлениям, предусмотренными более тяжкими статьями.