В Оренбуржье разыскивают родственников танкиста-красноармейца Николая Захарова

На обелиске воинов, умерших от ран и туберкулеза в годы Великой Отечественной войны в эвакогоспитале № 4089, что в селе Тарловка Елабужского района Республики Татарстан, значится имя командира танкового взвода лейтенанта Николая Ивановича Захарова. Известно, что красноармеец умер в госпитале 14 ноября 1943 года, а позже его прах был захоронен в общей могиле. В архиве сохранились данные, что в селе Черный Отрог Гавриловского, а ныне Саракташского района Оренбургской области в годы войны проживала мать офицера. Однако родственников красноармейца не удается разыскать до сих пор.

Фото: http://prosymbol-ru.1gb.ru

О скончавшемся в госпитале военнослужащем известно немного. Карточки медсестры и санитарки заполняли от руки, полагаясь на слова раненых. В Военно-медицинском архиве сохранились сведения, что лейтенант 190 (возможно 192-й) танковой бригады, командир танкового взвода Захаров Николай Иванович 1923 года рождения умер в госпитале 14 ноября 1943 года. Там же указано, что оренбургское село Черный Отрог – его малая Родина. Там возвращения офицера с фронта ждала его мать – Лукерья Афанасьевна Захарова.

Накануне Дня Победы, 8 мая 2017 года, в специально пристроенную чашу обелиска воинов, умерших от ран и туберкулеза в годы Великой Отечественной войны в эвакогоспитале № 4089, представитель Оренбурга Руслан Кистанов бережно уложил горсть земли, привезенную из Черного отрога. Так в Тарловке стараются почтить память всех красноармейцев, захороненных в братской могиле. Здесь уже побывали родственники многих солдат и офицеров, но близких танкиста Захарова местным поисковикам найти так и не удалось.

Эвакогоспиталь № 4089 на базе противотуберкулезного санатория «Тарловский» развернули в октябре 1941 года. Сначала сюда доставляли раненных в боях, но условий для проведения сложных операций не было, поэтому в начале 1942 года госпиталь перепрофилировали по его прежнему санаторному назначению.

– К тому времени в такой специализации многих госпиталей уже появилась острая необходимость: у многих воинов Красной армии, поступавших в госпитали страны с ранениями, стали обнаруживать туберкулез, – рассказывает журналист из Набережных Челнов Нариман Абдрахманов, инициировавший поиски родственников танкиста Захарова. – Многие бойцы «приобрели» его в окопах, особенно в ходе продолжительных осенних оборонительных боев, когда фронтовым медслужбам при огромном потоке раненых было не до лечения обычных простудных заболеваний бойцов, что приводило к обострению хронических болезней. Да и во время массового призыва на войну не везде медкомисии могли уследить наличие у кого-то туберкулеза, обострявшегося в фронтовых условиях.

Только потом, когда мединское обслуживание на фронтах и в тылу отладилось, борьбе с этим страшным заболеванием было уделено самое пристальное внимание – в больницах, затем в специализированных госпиталях. На примере эвакогоспиталя № 4089 можно дать примерную оценку этой сложнейшей работе: за годы войны здесь прошли лечение 9981 человек. Умерли от ран и туберкулеза всего лишь около 180 человек, из которых 166 уже увековечены на плитах обелиска, – продолжает Нариман Абдрахманов.

Умерших воинов хоронили на Тарловском местном сельском кладбище, расположенном на берегу Камы. Жители села и Набережных Челнов не забывали их, ухаживали за могилами. Позже территория кладбища попала в зону затопления – чашу водохранилища будущей Нижнекамской ГЭС. Села и деревни, хозяйственные постройки и местные погосты стали переносить. Перенесли и Тарловское кладбище. Прах умерших в санатории воинов сложили в братскую могилу, установив над ней скромный металлический обелиск, на гранях которого оказалось 99 имен.

В 80-е годы в Тарловке началась работа по восстановлению монумента и достойному увековечиванию памяти участников Великой Отечественной войны. B 1989 году на собранные комсомольцами и челнинцами средства на сельском кладбище возвели обелиск из бетона, на мраморных плитах которого указано уже 151 имя.

– К сожалению, этот список оказался не полным и не точным, о чем говорили многие старожилы села, – продолжает Нариман Абдрахманов. – Понятно же, работа челнинских следопытов, как мы тогда себя называли, велась не профессионально. Стало ясно, что надо продолжать поиск. Как выяснилось, несколько семей воинов, умерших в госпитале, не получили «похоронки».

Фото: http://kpfu.ru

22 июня 2006 года из Салехарда приехала навестить братскую могилу внучка рядового Романа Русмиленко, похороненного в Тарловке. В 2014 году на месте массового захоронения появился новый обелиск, а 25 апреля 2015 года венки и цветы к плитам памятника возложили депутаты Госдум ы РФ Иосиф Кобзон и Альфия Когогина. 22 июня в 2016 года братскую могилу навестила дочь рядового Якова Батуева из Пермской области, B начале июля – племянница Георгия Табатадзе и внук Ное Кохадзе. Теперь в Тарловке ждут родственников оренбуржца Николая Ивановича Захарова.

Связаться с Нариманом Абдрахмановым можно по телефону 8 917 265 89 35, или написав письмо по адресу: 423814 бульвар Кол Гали 14 «А», Набережные Челны, Республика Татарстан.