Вера Мельникова: Фабрику и комбинат запускали на каком-то героическом подъеме

Комбинат ОАО «Оренбургские минералы» в этом году отмечает свое 35-летие. Вера Дмитриевна Мельникова — одна их тех людей, кто трудится на предприятии с момента его пуска и по сегодняшний день. Ей было 28 лет, когда она в 1978 году приехала сюда вместе с мужем и сыном из Асбеста. За плечами уже были семь с половиной лет работы регулировщицей на фабрике № 6 самого крупного на Урале горно-обогатительного комбината.

— Вера Дмитриевна, что заставило Вас покинуть насиженные места и все начать с нуля?

— Зазвал нас сюда Анатолий Андреевич Старостин. В Ясный с Ураласбеста много тогда приехало крепких, знающих специалистов. Целыми сменами оттуда уезжали. Конечно, главным мотивом было быстрое получение жилья. Мы с мужем в Асбесте жили сначала с родителями, потом в съемной квартире. Сыну было семь лет, а особой перспективы получить свою жилплощадь не просматривалось. К тому же хотелось уже какого-то профессионального, карьерного роста [после окончания мною Асбестовского горного техникума прошло больше семи лет]. А его не было. Поэтому постепенно работа там для меня начала превращаться в рутину.

— Как жилось, как работалось Вам здесь на первых порах?

— Трудно, но весело! В Ясном повсюду шла стройка, на улицах – глины по щиколотку. А из окон новостроек гремит музыка. Года три это было главной отличительной чертой города. Фабрику и комбинат запускали на каком-то героическом подъеме. Силен был в людях дух трудовой романтики. Когда перед нами ставили задачу, у нас даже в мыслях не возникало ее не выполнить. Вообще в те годы мы жили и работали как одна семья – ведь многие были знакомы друг с другом еще по Асбесту.

До пуска оставался целый год. Огромное здание, много оборудования. Нам надо было узнать, как это все должно работать, изучить технологическую схему. Одних только тканевых рукавов в вакуум-камере цеха обогащения всеми технологическими сменами было поднято более 110 тысяч штук. Также занимались очисткой отметок от монтажного мусора. Осенью 1979-го запустили первую очередь. Я стала старшим регулировщиком смены. Пошло первое волокно, потом – первые тонны, первые планы, первые рекорды. Это было интересно, в людях кипел азарт, все болели за общее дело.

— Первопроходцам всегда трудно. Но рано или поздно все становится на свои места. Жизнь начинает входить в привычное русло. Так, наверное, было и у Вас?

— Фабрика наша оказалась «конфеткой», как однажды заметил кто-то из руководства комбината. Производство очень хорошее. Освоили проектную мощность. Считается, что к моменту перестройки [1986-1987 гг.] процессы на многих советских предприятиях уже замедлялись, фабрики и заводы начинали потихоньку вставать. У нас же в эти самые годы все бурлило. Шло активное становление предприятия, трудового коллектива. А коллектив собрался замечательный, профессиональный. Сколько высококлассных специалистов работало и в ремонтной службе, и в технологии, и в энергетике! Причем не один, не два человека, а в большом количестве. Это радовало. И когда повсюду снижались объемы, у нас, наоборот, план постоянно перевыполнялся. Настолько оказался у предприятия высокий запас прочности. Да, бывали трудные времена. Но даже их, как мне сейчас кажется, мы пережили с юмором. Вспомните, сколько шуток и прибауток родилось в народе, когда приходилось получать зарплату бартером. Но даже тогда никто никуда особо не убегал. Мы сократили объемы, какие-то мощности законсервировали, но не растеряли главного – людей.

Потом пришла новая команда руководителей. Все переживали: а что же будет? И сомнения были, и «охи-ахи». Понять и принять перемены было непросто. Это сейчас очевидно, что все было сделано правильно, иначе мы бы не выжили.

— Вера Дмитриевна, Вы сказали, что кто-то из руководителей в свое время назвал комбинат «конфеткой». А каким он видится Вам сегодня?

— Со временем наше предприятие становится только лучше. На нем не прекращаются процессы модернизации. Например, участок упаковки на фабрике. Если раньше он был самым «живым», самым многолюдным, то сейчас там почти все автоматизировано. Заняты на упаковке всего несколько человек. В цехе обогащения произведены большие работы по изменению технологической схемы. На это, конечно, надо было решиться. Ведь прежняя схема была создана НИИпроектасбестом. Работала специальная лаборатория, специальные люди. Обученные, грамотные. Все было просчитано, все учтено, все красиво скомпоновано. Однако руководство комбината на изменения решилось – и все получилось. Наука ведь не стоит на месте. Столько за последние годы было «напридумывано», что грех этим сейчас не пользоваться. Вообще, чем больше я работаю на «Оренбургских минералах», тем больше мне нравится наше предприятие.

— Получается, что и Вы росли вместе с предприятием, прошли путь от регулировщицы до старшего диспетчера комбината.

— Мне посчастливилось с самого начала оказаться в смене старшего мастера Александра Васильевича Ярымова [смена «Б»]. С его именем связана целая эпоха в истории цеха обогащения. Вместе мы и рекорды ставили, и в соцсоревнованиях выигрывали. Потом его перевели в смену «Г», а я заступила на его место. Мы продолжили традиции, и в 1981 году нашей смене было присвоено звание Коллектива коммунистического труда. Потом я перешла на должность секционного технолога, на которой отработала два десятка лет. Из технологов меня перевели в ПТО фабрики, затем – в ПТО комбината, и уже восемь лет работаю диспетчером комбината. Годы, проведенные на фабрике, мне сейчас очень помогают. Что касается рудника, то здесь, конечно, сложнее. Не всегда переданная на словах информация соединена с опытом работы. Но при каждом удобном случае стараюсь бывать в карьере, чтобы лучше разбираться во всех процессах. Параллельно с основной работой без малого 20 лет веду обучение по специальности «машинист ДПСМ» в нашем учебном центре. Готовим специалистов для фабрики.

Я горда тем, что являюсь частью такого славного трудового коллектива. Люблю наш город Ясный, который с каждым годом хорошеет, становится уютнее и удобнее для жизни. И в этом, кстати, немалая заслуга градообразующего предприятия. Уверена, что и у Ясного, и у «Оренбургских минералов» впереди еще много нового и интересного.