Волшебники не устают и не стареют
Когда-то во Дворце пионеров и школьников Орска Оренбургской области был аншлаг: всем – и малым и взрослым – хотелось увидеть сказку, поставленную волшебником города Юрием Пановым. Но сейчас детский театр-студия «Синяя птица» уже не летает, актовый зал Дворца пионеров в полуразрушенном состоянии, а сам Юрий Петрович прихварывает, и каждый шаг ему дается с большим трудом. Хотя он старается этого не показывать.
–Видели, как выбрался из автомобиля? Кое-как, – говорит он. – Скажете, что устал? Нет! От жизни не устают. Я по-прежнему улыбаюсь людям и получаю в ответ улыбки; по-прежнему радуюсь природе, миру, небу над землей. Буквально на днях отгремели праздничные салюты в честь Победы в великой войне, а я и сейчас радостно ликую по этому поводу, потому что я – дитя той войны, мне пришлось жить в оккупации. Мое сознание созревало в те годы, когда началась оккупационная жизнь и когда освобождали Полтаву. А сейчас сердце кровью обливается, когда вижу, что творится на моей Родине – Украине… Разрешите закурю? – с этими словами Панов достает мундштук. Сигарета дымится, а Юрий Петрович больше рассказывает, чем курит.
У него, кстати, скоро юбилей – 18 мая орскому волшебнику исполнился 75 лет. В доме культуры Нефтехимиков по этому случаю состоится концерт. Зритель настолько любит Панова, что уже сейчас из 250-ти мест в ДК не осталось ни одного свободного.
– Начинал я работать в 1972 году на этой сцене, юбилейный концерт спустя сорок два года тоже здесь даю – вот совпадение! – уточняет собеседник. – Только в те времена у нас крыши над головой практически не было, голуби летали. Сейчас крыша есть, голубей нет.
– А помните тот момент, когда в Вашу жизнь пришла сказка? – спрашиваю.
– Дорогой мой друг, помню и войну, помню и сказку, – улыбается Панов. – Только война ушла, а сказка осталась. Сейчас в прошлое оглядываюсь и думаю: почему пошел в артисты, в режиссеры? Видимо, все пошло из детства, где было замечательное кино, великолепные люди, окружающие меня. Была учительница, которая привила любовь к театру, поскольку сама его любила. Вот тогда создавался фундамент моего мировоззрения, и цель дальнейшая была поставлена именно тогда: пойти в артисты. О режиссуре я не думал до той поры, пока не приехал в Орск, где в театре меня обманули с квартирой. Так получилось, что на своем пути я встретил заслуженного деятеля культуры РСФСР Михаила Губаряна. Он-то и пригласил меня в режиссеры. Сначала я растерялся: до этого в театрах иногда бывал ассистентом режиссеров, работал только на массовых сценах. А тут совсем другое. Тут должен обо всем думать сам. Но согласился попробовать, все-таки оперетту я любил всегда, она у меня в крови.
Так и остался Юрий Петрович руководить народным театром музыкальной комедии в ДК нефтехимиков.
– Воспитывался я на магаданской оперетте, откуда вышлисамые лучшие артисты нашей страны, – продолжает Панов. – Трижды слушал потрясающего Вадима Козина. Он в те годы позволял себе на сцене такие вещи, которые артисты могут позволить себе только в наше время. Много мне дала и учеба во Владивостокском театральном училище. Уже тогда я знал, что я не опереточный, а комедийный, острохарактерный артист. Оперетту полюбил за эксцентрику. И здесь с большим удовольствием ставил спектакли.
– Помимо званий лауреатов всесоюзных фестивалей народного творчества, областных конкурсов, у Вас есть еще одно звание, может быть, самое главное – волшебник, сказочник города Орска…
– Это звание не сразу получил. До него пришлось идти. Когда оперетту закрыли как нерентабельную, у меня уже был театр «Синяя птица», в котором я работал на добровольных началах. И, став безработным, не мог тянуть детскую студию. Вот тогда меня пригласили во Дворец пионеров и школьников. Хотя я человек со сложным характером, директор не побоялась «связываться» со мной. Наверное, потому что я всегда стремился делать все самое лучшее. Эта привычка тоже из детства, в котором мне многого не хватало. И все двадцать три с половиной года, что у меня была моя «Синяя птичка», я стремился дать детям то, что сам недополучил. Правда, есть человек, которого я обделил как отец – мой сын. Просто в нашей семье на первом месте всегда был театр. Я грешен в этом. Да, это моя боль. Сына уже год как нет, жена моя Любовь Михайловна умерла немножко раньше. Но я не перестал радоваться жизни. В первую очередь потому, что все эти сорок два года мы с семьей вместе были. По ночам с женой шили костюмы, оформлением спектаклей более двух десятков лет занимался сын. Спасибо им за эту неоценимую помощь. Она была бесценна, ведь как режиссер и руководитель детского театра я не уставал никогда. Усталость брала верх, когда приходилось где-то как-то доставать ткани для декораций, нитки-иголки… В «Синей птичке» мы из ничего делали конфетку. Спасибо Роману Гафарову, который в сложные годы поддержал наш театр и продлил мою творческую жизнь. Конечно, я ни один спектакль, оперетту или сказку не сделал так, как задумывал изначально. Но всегда уходил от площадной балаганщины, показывал в постановках главную мысль и дарил людям радость. У меня просто всегда была задача: каждый спектакль сдать перед самим собой, как на экзамене. И я сдавал.
Пока мы говорили, Панов не успевал кивать проходящим людям в знак приветствия. Сигарета в мундштуке погасла. Юрий Петрович продолжал:
– Уж если я поднялся вверх на какую-то четвертушечку, ступеньку, то я должен еще немножко подняться или хотя бы остаться на этом уровне, но ни в коем случае не спускаться вниз. Мне кажется, до последнего дня моей работы я не упал. Да, у меня свои правила. Их я передаю своих ученикам. Они знают, что если упал, споткнулся, разбился – поплачь, но все равно вставай и иди дальше к поставленной цели, добивайся ее. Делай все, чтобы твоя мечта сбылась. А главное, ребятоньки, старайтесь сделать все возможное, чтобы не ошибиться в профессии. Если ошибешься – будет трагедия и в семье, и в личной жизни. На нелюбимую работу постоянно идешь как на каторгу. Таких скверных чувств у меня за 55 лет моей творческой деятельности в театрах никогда не возникало. В работе я всегда был счастлив, сроднился со многими. И, хотя родных в городе у меня нет никого, мне трудно одному, ведь я инвалид второй группы, меня по-прежнему окружают замечательные люди. Родители учеников, бабушки серебряные, золотые, алмазные, соседи и, конечно, дети. Куда бы они ни уехали, помнят меня, и по приезде в Орск обязательно навещают. Так что я уверен: мое дело продолжится. Кто-то из воспитанников «Синей птицы» стал музыкантом, кто-то артистом, кто-то учителем, адвокатом. Двое окончили академию имени Гнесина. Один снимается в кино. Вот такие у меня удивительные ученики, – с улыбкой подытоживает Юрий Петрович. Убирает в портсигар мундштук. Мы отправляемся в зал ДК нефтехимиков на концерт студентов тольяттинской консерватории. Сегодня на столь любимой сцене Панова будет выступать его воспитанница – Александра Погребицкая, для которой Юрий Петрович, как самый настоящий волшебник, приготовил сюрприз.
Совет от Юрия Панова
– Не надо зла копить, не надо ненавидеть, не надо завидовать, ведь от зависти люди стареют, особенно женщины. Мне всегда хочется, чтобы женщины улыбались, потому что улыбка молодит. А еще женщина должна всегда оставаться женщиной: не хамить и не обижать мужчину. Мужчины часто бывают такими, какие они есть, благодаря женщинам, и в хорошем смысле, и в плохом.