Показатели выше – качество ниже: о чем говорили на коллегии образования в Оренбурге

Высокие результаты ЕГЭ и низкая квалификация учителей, рекордные победы в олимпиадах и неумение школьников нестандартно мыслить — эти и многие другие вопросы обсуждались на заседании коллегии образования в Оренбурге, в котором приняли участие губернатор Юрий Берг и министр образования Вячеслав Лабузов.

Фото: Сергей Медведев

Заседание началось с хороших новостей. По данным регионального министерства образования, школьники региона второй год подряд показывают высокие результаты в Единых госэкзаменах — выше средних по России. В 2014 году 100 баллов набрал 91 выпускник. Оренбуржье возглавило Приволжский федеральный округ по результатам ЕГЭ и вошло в пятерку лучших регионов по России.

Преподаватели, чьи выпускники набрали высокие баллы, получили материальные бонусы от правительства области. По словам губернатора Юрия Берга, в этом году за наилучшие показатели в ЕГЭ поощряться будут и сами школы: на эти цели в бюджете предусмотрено 100 миллионов рублей.

Фото: Сергей Медведев

Прошлый год был удачным и для олимпиадного движения, где оренбургские школьники добились самых высоких результатов за всю историю: 60% вернулись со всероссийских олимпиад победителями.

Между тем в региональном министерстве образования отмечают, что проблемных вопросов остается достаточно. Пристального внимания требует состояние физико-математического образования школьников. Так, например, за последние два года в области не было ни одного стобалльника по математике, а средний показатель и вовсе упал. В 2014 году только 55 человек набрали выше 80 баллов по математике, к решению части С не приступал каждый третий оренбургский школьник, а 111 человек не смогли сделать даже трех простых заданий – столько было необходимо для того, чтобы преодолеть минимальный порог.

По словам министра образования, мониторинг качества математического образования показал, что знания, которые демонстрируют школьники региона, по большей части фактические: задачи решаются по выученному образцу, стандартному алгоритму. В умении рассуждать, находить нестандартный подход учащиеся испытывают серьезные трудности – а развитие этих навыков в школе, в свою очередь, является одной из основных целей, прописанных  в новых образовательных стандартах.

Фото: Сергей Медведев

По словам министра образования Вячеслава Лабузова, вызывает большую тревогу также качество предоставляемого школьникам образования  по иностранным языкам. За весь период проведения ЕГЭ ни один из выпускников не набрал максимальный результат. Доля так называемых условных специалистов в общей численности оренбургской учителей иностранных языков составляет 9% — самый высокий показатель среди других предметов.

Ситуация выглядит еще более пугающей, если учесть, что к 2020 году иностранный язык станет третьим обязательным предметом при сдаче ЕГЭ. «Что будет, если его введут? Беда будет» — заметил глава региона Юрий Берг.

Фото: Сергей Медведев

Вызывает опасение и общая картина в школьном образовании. Вячеслав Лабузов привел удручающие данные. Диагностика базовых компетентностей, проведенная в ходе курсовой подготовки педагогов различных дисциплин, показала, что почти 40% учителей владеют содержанием предмета на базовом уровне, не умеют сочетать теоретические и практические знания.

— Отсюда низкий уровень аналитических навыков. Так, 70% прошедших диагностику учителей не владеют навыками объективного педагогического оценивания достижений учащихся, — отметил Вячеслав Лабузов.

Фото: Сергей Медведев

Исправить ситуацию в министерстве предполагают, в первую очередь, с помощью переподготовки учителей. За последние три года на повышение квалификации педагогов было направлено 127 миллионов рублей. Так, в области уже два года преподаватели высшей школы проводятся курсы для учителей математики. Особенное внимание уделяется школьным педагогам, чьи ученики показали худшие результаты. Для учителей иностранных языков также предусматривается прохождение специальной переподготовки. Кроме того еще в 2013 году в министерстве высказывалось предложение о проведении курсов за границей с погружением учителей в языковую среду.