«Белый патруль» свернул не туда: громкое дело обрастает новыми подробностями

Уголовное дело в отношении четверых подростков начали рассматривать в Ленинском районном суде Оренбурга. Молодых людей обвиняют в нападении на оренбуржца на национальной почве. Откуда взялся «Белый патруль», почему оренбуржцев обвиняют в национализме, и что служит доказательствами в резонансном деле: корреспондент RIA56 узнал эксклюзивные подробности. 

Молодые люди – Святослав Коркин, Григорий Королев, Сергей Тетюшов и Максим Адельшинов – подозреваются в совершении преступления по статьям  115 и 213 УК РФ: умышленном причинении легкого вреда здоровью и хулиганстве по мотивам национальной, расовой ненависти либо вражды, а также ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.  19 октября 2013 года они напали на мужчину неславянской внешности. По версии следствия, произошло это из-за враждебного отношения подростков к кавказским и азиатским национальностям. Но молодые люди утверждают, что совершили нападение из благих целей: ловили наркокурьеров и по ошибке «взяли» не того.

В комментариях СМИ подростки рассказывали, что поимкой распространителей «дури» они занимались не первый раз. Звонили по номерам, указанным в объявлениях «соли, миксы», договаривались о встрече с курьером. Когда он появлялся, отдавали деньги, забирали «товар», а после задерживали человека и вызывали полицию.

— Получилось так, что мы приняли за курьера не того человека. У него в руках был телефон, а мы как раз звонили курьеру, и подумали, что это он. В итоге у него ничего не оказалось, — рассказывает Святослав.

Со слов ребят, по такой схеме они сдали правоохранителям нескольких – «то ли трех, то ли четырех» — наркокурьеров. Однако в региональном Следственном комитете отмечают: таких прецедентов не было.

Опровергают правоохранители и тот факт, что потерпевшего Руслана Рашитова  подростки приняли за распространителя наркотиков. Согласно материалам дела, мужчина оказался случайным прохожим, который не понравился подросткам из-за своей неславянской внешности, а сами действия нападающих были заранее спланированы. 

Руслан Рашитов

Как стало известно RIA56 из собственных источников, еще летом 2013 года в социальной сети «В Контакте» была создана оренбургская группа «Белого патруля». Зарегистрировал ее человек, проживающий за пределами Оренбургской области. Администратором сообщества он сделал оренбуржца – одного из тех, кто сейчас проходит по делу как подсудимый. В настоящее время страница оренбуржца [под вымышленной фамилией Миллер] удалена, однако раньше она выглядела следующим образом:

На стене группы публиковалась нацистская символика, юмористические картинки с Гитлером и националистическим подтекстом. Вместе с тем, призывов к насильственным действиям на национальной почве в группе мы не обнаружили. Однако в некоторых постах содержатся скрытые смыслы под кодовыми лозунгами. Позднее в «Вконтакте» была создана еще одна активная оренбургская группа «Белый патруль», которая сейчас пустует.

По нашим данным, подсудимый Святослав Коркин, который в обвинительном заключении проходит как один из основных организаторов действий «Белого патруля», приглашал в группы других оренбуржцев, находя их в крупных сообществах радикального толка. В личной переписке он расспрашивал об их взглядах. Также активным участником группы был Григорий Королев. Профиль «В Контакте» с его фотографиями зарегистрирован сейчас под именем «Григорий Миллер».

«Отобранные» люди впоследствии принимали участие в акциях «Белого патруля». В самих группах в социальной сети нападения не обсуждались. Все действия «Белого патруля» оговаривались «В Контакте» в личной переписке. В режиме конференции молодые люди в негативном ключе говорили о представителях других национальностей, планировали встречи. Сейчас эта переписка служит доказательством в уголовном деле.

Собирался «Белый патруль» по субботам. 19 октября 2013 года, когда произошло нападение, как раз был первым выходным днем. Инциденту, произошедшему в ту субботу, предшествовали некоторые события. 10 октября в Москве в Западном Бирюлево произошло резонансное убийство местного жителя Егора Щербакова. По подозрениям в убийстве был задержан азербайджанец Орхан Зейналов. Произошедшее вызвало массовые беспорядки в Москве, в связи с чем 15 октября, во время празднования мусульманами Курбан-байрама, в столице были усилены меры безопасности. Спустя пару дней в Интернете стремительно начал распространяться так называемый информационный вброс, согласно которому 18 октября «[нерусские] … будут резать русских».

Как стало известно RIA56 из собственных источников, этот пост попал в обсуждение оренбургского «Белого патруля». Участники договорились о встрече 19 октября возле фонтана у Дома Советов. Впоследствии группа около десяти человек в течение примерно двух часов бродила по городу, то одевая, то снимая медицинские и тканевые маски. На улице 9 января они увидели 32-летнего Руслана Рашитова, который шел на встречу с женой. Подростки догнали его у дома 57, сбили с ног и начали избивать. Согласно обвинительному заключению, первыми в качестве проверки должны были начать нападение новички – Сергей Тетюшов и Максим Адельшинов. В процессе избиения Святослав Коркин несколько раз выстрелил в Рашитова из пневматического пистолета. После из головы оренбуржца врачи извлекли три пули.

Рашитов показывает, куда попали пули. По словам мужчины, его во многом спас головной убор

Нападавших задержала находившаяся неподалеку полиция. В отделе подростки, бравируя своими действиями, признались, что это не первое их нападение на нерусских. Один из задержанных рассказал, что во время нападения крикнул «Слава Руси». Однако позднее, узнав о том, что им грозит [а мотив ненависти – квалифицирующий и влечет более строгое наказание], молодые люди отказались от своих слов. Других пострадавших от рук подростков правоохранителям найти не удалось, так как заявлений ни от кого не поступало.

Сам пострадавший во время допроса на заседании суда 23 октября 2014 года сказал, что в той ситуации он не запоминал, выкрикивал ли кто-то в его адрес слова экстремистского содержания. Хотя в своих показаниях во время следствия он утверждал, что какие-то фразы все-таки были. Точно он помнил лишь то, что крикнул сам во время нападения, догадавшись, почему его избивают: «Я же татарин!»  Кстати, один из нападавших Максим Адельшинов также является представителем татарской национальности.

Фигурантами уголовного дела оказались четыре человека. Остальные прошли как свидетели. Все подсудимые полностью или частично признали вину по статье 115. Обвинение по 213 статье они отрицают.

Во время судебного заседания Руслан Рашитов попросил не ломать жизнь молодым людям и не наказывать их строго. На его взгляд, подростки просто выбрали неправильный путь.  Вместе с тем пострадавший собирается подавать иск о возмещении морального и материального вреда в размере 50 тысяч рублей с каждого из подсудимых.

Судебное разбирательство продолжается. 

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

«Разжигающая» статистика: в полиции озвучили данные громких дел