Инклюзивное образование в Оренбуржье: большие возможности для необычных детей

«Восьмой вид, или задержка в развитии»… Ребёнок с этим диагнозом обычно получает на всю жизнь «клеймо» необучаемого и умственно отсталого и, как следствие, не может вести полноценную жизнь. А в Нежинском лицее Оренбургского района такой особенный ребёнок учится в кадетском классе, участвует в соревнованиях по баскетболу, а его поделки из дерева являются украшением любой школьной выставки. Чудо? Нет. Просто инклюзивное образование в действии.

В Нежинском лицее обучаются 717 детей, из них — 15 учащихся с ограниченными возможностями. Недавно педагоги лицея провели обучающий семинар для директоров школ со всей Оренбургской области, на котором рассказали о том, как в их учебном заведении реализуются принципы инклюзивного обучения.

Фото автора

— Мы побывали на семинаре в Москве, где тоже обсуждали проблему работы с детьми-инвалидами, — рассказывает директор лицея Жанчак Джуламанова. — И одна из наших коллег, директор школы, высказала мнение, что сегодня общеобразовательные учреждения ещё не готовы принять детей с особой педагогической потребностью.

Действительно, введение инклюзивного образования повсеместно пока сопряжено с серьёзными трудностями. Не все учителя имеют соответствующую квалификацию, а значит, им придётся проходить серьёзную переподготовку. Во-вторых, таким ребятам нужно уделять больше времени для объяснения материала, что не всегда возможно в условиях обычного урока. Кроме того, возникает целый ряд проблем, связанных с обеспечением для детей-инвалидов доступной среды, — пандусов, лифтов, широких коридоров. Но главной проблемой инклюзивного обучения по-прежнему остаётся вопрос именно психологического принятия особого ребёнка другими детьми, их родителями и даже некоторыми педагогами.

— Можно долго дискутировать на эту тему. Но настал момент, когда на государственном уровне разработаны стандарты инклюзивного образования, а дети с ограниченными возможностями уже сегодня хотят получать достойное образование, — подчёркивает Жанчак Джуламанова.

На семинаре в лицее гости смогли увидеть, как проходят уроки в тех классах, где обучаются дети-инвалиды. Стоит отметить, что после этих занятий не все участники семинара смогли с точностью сказать, у кого именно из школьников — проблемы со здоровьем.

— А это и есть главный результат нашей работы. Ведь задача всех педагогов и психологов, чтобы ребёнок особой заботы не выделялся на фоне сверстников,- уверена психолог Ирина Маликова.

Секрет — в творчестве и труде

В Нежинском лицее детям-инвалидам стремятся не только дать знания по общешкольным предметам, но и развить их гармоничными личностями, готовыми к жизни в обществе. Поэтому многие ребята участвуют в лекциях и беседах на патриотические и морально-нравственные темы, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, помогают пожилым односельчанам.

Кроме того, ученики с ограниченными возможностями вместе с другими ребятами участвуют в акциях по уборке села, в субботниках. В лицее регулярно проходят игровые и интеллектуальные программы, участие в них принимают и дети-инвалиды. Они пишут проекты и научные работы, с которыми выступают на научно-практических конференциях. Так, например, одна из учениц пятого класса увлекается живописью, недавно стала призёром школьной конференции, представив работу по созданию органических красок.

Дети с ограниченными возможностями в лицее могут заниматься спортом, совершенствовать коммуникативные навыки и учиться дружить на специальных психологических тренингах, работать на приусадебном участке.

Обучат и трудоустроят

В лицее ребята особой заботы могут найти себя в самых различных видах деятельности, но однажды они покинут его дружеские стены. И вопрос дальнейшего образования и получения специальности для таких мальчишек и девчонок стоит особенно остро. Поэтому педагоги подготовили для них карту учебных заведений, в которых инвалиды могут получить профессиональное образование.

Также лицей совместно с Центром занятости населения проводит профориентационные акции, в рамках которых детям-инвалидам рассказывают о возможности получить востребованную профессию на курсах при службе занятости. Кстати, выпускникам этих курсов сразу же предложат варианты дальнейшего трудоустройства.

Завершился семинар концертом, подготовленным силами учащихся коррекционных школ, благодаря которому все ещё раз смогли убедиться, что каждый ребёнок, несмотря на проблемы со здоровьем, может добиться высоких результатов, а талант – не имеет границ.