Миссия невыполнима: проникнуть в школу

С седьмого февраля в образовательных организациях Оренбуржья усилен антитеррористический режим. Такое решение было принято на областной антитеррористической комиссии 29 января текущего года. Какие меры безопасности принимаются сегодня в детсадах и школах Переволоцкого района, выяснял корресподент газеты "Светлый путь" совместно с местным отделом образования. 

В минувшую пятницу работники отдела образования совместно с корреспондентом газеты «Светлый путь» отправились с рейдом в образовательные организации южной и центральной территорий района. Чтобы дать оценку антитеррористической защищенности проверяемых объектов, ревизорам пришлось проявить смекалку. Корреспондент Светлана Ясенева изображала мнимую недоброжелательницу. Ее задача состояла в том, чтобы любым способом оказаться в здании, миновав охрану.

Итак, начальная школа хутора Южный. Здесь обучается всего восемь ребят. Оставляем машину в укромном месте. Первой выходит представительница СМИ. В руках у нее подарочная упаковка с неизвестным содержимым, адресованная директору школы.

С.Я.: Звоню в дверь. На вопрос: кто там, отвечаю: "Здравствуйте, я из райцентра. Не смогла побывать на встрече с родной школой, а сейчас хочу вручить директору небольшой презент".

Меня спокойно впускают в помещение, забывают закрыть двери на замок, не торопятся заносить мои данные в книгу регистрации. И тут на пороге появляются начальник РОО Любовь Колесникова и специалист Елена Мищукова. Директор образовательной организации понимает, что это внеплановая проверка и суетно начинает выкладывать на стол имеющуюся документацию: график круглосуточных дежурств, инструкции с практическими мерами по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций и т.д.

В поселке Садовом технический персонал не впустил мнимую выпускницу школы. Директор сам вышел и попросил представиться. Корреспондент назвала фамилию наугад, а директор школы, недолго думая, заявил: «Такая у нас не училась!» и уже хотел захлопнуть двери, но вмешались представители РОО. Предъявив документы, они вошли в здание, а вместе с ними и журналист.

Кстати, директор школы Александр Головин не только проявил бдительность, соблюдя все меры безопасности, но и «отчитал» корреспондента, которая оказалась без удостоверения личности.

В селе Зубочистка Первая персонал школы в лице двух энергичных женщин упаковку с презентом взять не отказались, но за порог школы не впустили. Интересно, успели бы они донести красочный пакет до кабинета директора, если бы в нем находился страшный «подарок»?

В детскому саду этого села начальника районного отдела образования Любовь Колесникову не признали, и, представившись Сидоровой Анной Ивановной, она прошла внутрь помещения. А работник учреждения оставил свой пост и отправился звать заведующую.

Школа в селе Татищево

С.Я.: Звоню в дверь и представляюсь жительницей областного центра, у которой здесь много лет назад училась мама. Мне открыли. Переминаюсь с ноги на ногу и потираю озябшие руки. Меня впустили.

— Надеюсь, Вы не террористка, — иронизирует сотрудник образовательной организации.

— Может, Вам паспорт предъявить, — (которого у меня и не было) убедительно отвечаю я, и опускаю руку в карман.

Но в этот момент молодая женщина, оставив вахту, уже направлялась в кабинет руководителя организации. Через считанные секунды раздался новый звонок, и представителей РОО встречали, уже соблюдая все меры безопасности.

Школа в селе Родничный Дол всегда служила примером в организации детского питания. Завтраки и обеды сытные, вкусные и разнообразные. А как здесь относятся к чужакам?

С.Я.: Немного меняю тактику. Беру паспорт другой женщины, с которой внешне мы абсолютно не похожи. Звоню в дверь, представляюсь выдуманным именем, показываю паспорт. Меня проводят к посту регистрации, просят еще раз представиться. Делаю небольшую оговорку, что это фамилия моей мамы. С фразой «что-то мы такой выпускницы не помним», заносят паспортные данные в журнал. И только когда на пороге появилась настоящая хозяйка документа, работницы школы засомневались в правдивости моей истории и заставили показать содержимое пакета. Действуя в режиме полной боевой готовности, одна из женщин побежала за директором, другая же не сводила с нас глаз. Проверив наличие необходимой документации и предупредив о том, что подобные проверки будут проводиться и в дальнейшем, покидаем здание школы.

Двери школы станции Сырт распахнулись, как только я вошла на территорию образовательной организации. Вахтер провожала двух школьниц, и я попросила не запирать. Директора не оказалось на месте, но заговорив техничку, попадаю внутрь, чтобы оставить записку (ну не буду же я делать это на морозе). Подхожу к посту охраны и наблюдаю, как для меня ищут листок бумаги, не требуя при этом никаких документов.

Вот так легко и просто незнакомому человеку можно оказаться в образовательной организации с пакетом в руках, содержимое которого может представлять опасность для окружающих.

Более подготовленными к встрече с «недоброжелателями» оказались работники детских садов — без предъявления паспорта не пропускали даже начальника РОО. А директорам некоторых школ рекомендовано отнестись более серьезно к мерам по обеспечению антитеррористической защищенности своих объектов. Это означает, что персоналу образовательных организаций необходимо ежедневно составлять акты обследования помещений и территории школы, проводить инструктажи, вносить записи в журнал посещений и без разрешения директора никого в здание не впускать.

В скором времени ни родители, ни школьники не попадут в образовательные организации без специальных пропусков с печатью. Но защитит ли это от злого умысла, который может исходить даже от обычного школьника?

В крупных городах по инициативе родителей школы, лицеи и гимназии охраняются «ЧОПовцами» или «ОВОшниками». Их заработная плата складывается из добровольных пожертвований мам и пап. Но если, к примеру, в областном центре могут позволить себе такую роскошь, то сельчанам содержать специализированного охранника будет очень дорого. А другого выхода пока нет.