Новая задумка Пентагона для локальных войн: зачем США SFAB ?
Летом прошлого года в Пентагоне объявили о планах по созданию в рядах вооруженных сил шести новых бригад поддержки сил безопасности (SFAB, Security Force Assistance Brigades), которые в качестве военных советников и инструкторов по всему миру осуществляли бы поддержку силовых структур той или иной страны. Создание новой структуры находится под пристальным вниманием Начальника штаба армии США генерала Марка Милли.
Весной начали собирать первую бригаду 1SFAB «Легион», а 16 августа стало ее официальным «днем рождения». Бригада дислоцируется на базе Форт-Беннинг, командует ей полковник Скотт Джексон. В бригаде будут нести службу 529 военнослужащих, из которых 360 — это офицеры. Военнослужащие бригады (кроме 360 офицеров) получают бонус к зарплате размером в пять тысяч долларов в год. Подразделение формируется на добровольной основе, пишут ИНОСМИ.
Пока большая проблема с комплектацией состоит в том, что военнослужащие не понимают, как служба в SFAB скажется на их карьерном росте в рядах вооруженных сил. Ранее отрыв от прямых обязанностей на выполнение миссий по обучению зарубежных солдат воспринимался как упущенное время для восхождения по карьерной лестнице в рядах вооруженных сил. Армейское руководство обещало рассмотреть эту проблему.
Уже 30 ноября бригада 1SFAB «Легион» должна быть полностью готова к выполнению своих миссий за рубежом, а летом этого года были выделены деньги на создание второй подобной бригады.
Для выполнения зарубежных миссий американцам зачастую приходилось на ходу создавать разношерстные «транзитные» команды инструкторов, отрывая солдат от своих подразделений. Ad hoc подход во многом привел к тому, что иракская армия оказалась совершенно не готова защитить саму себя в 2014 году.
Деятельность американских военнослужащих в качестве инструкторов была расценена как успех, но у Пентагона вызвало беспокойство то, что они теряют свои ключевые навыки и боеспособность, отводя все свое время на инструктаж иностранных солдат. После продолжительного отрыва от своих прямых обязанностей военнослужащим США приходится нагонять упущенное в своей собственной подготовке.
То же самое происходит и с другими американскими частями, которые работают с местными вооруженными силами, например, в Афганистане, на Ближнем Востоке и в Африке.
Другая причина создание отдельных бригад — это то раздробление, когда часть военнослужащих несет службу дома в США, а часть, обычно и самая опытная, — находится в Ираке или Афганистане, выполняя инструкторскую миссию. Все это влияет на слаженность подразделения и его боеспособность. Так родилась идея о создании совершенно отдельных воинских частей военных инструкторов.
Данное решение, в принципе, логично и отражает меняющиеся условия в мире. Американцы хотят все меньше воевать сами, предпочитая, чтобы это делали местные силы. Опыт в Ираке они планируют применять уже в глобальном масштабе. Спрос на военных инструкторов растет. Это остановится целой огромной индустрией и такой «аутсорсинг» будет поставлен на поток. В теории каждому региональному командованию США (например, AFRICOM, EUCOM и т. д.) будет придано по бригаде SFAB.
В случае обострения ситуации в той или иной стране Пентагону не надо будет сразу идти и решать самостоятельно с нуля все проблемы. Подготовленные SFAB местные вооруженные силы должны принять первый удар на себя и самостоятельно разрешить ситуацию. Если все же понадобится более массированная помощь США, то на основе SFAB с численностью в 500 человек будет оперативно наращена полноценная бригада в четыре тысячи военнослужащих.
Обучение военнослужащих бригад SFAB будет проходить в течение 6-8 недель, в том числе и с упором на обучении иностранным языкам (около 200 человек будут проходить языковые интенсивные курсы в течение четырех месяцев) и на знакомстве с иностранными образцами оружия.
Также до военнослужащих SFAB будет доноситься важность понимания местных обычаев, культуры, традиций, политических нюансов. Офицерам расскажут и о необходимости налаживать личные контакты. 360 офицеров бригады в итоге получат статус военных советников.
Командир первой SFAB, полковник Скотт Джексон, прослужил в армии 27 лет и выступал в роли военного советника для губернатора одной из провинций Ирака, уверен, что создание SFAB станет важнейшим элементом вооруженных сил США, и что он и его коллеги не просто служат, но пишут сегодня историю страны и зарубежных операций.
Тем не менее, решение Пентагона о новых бригадах вызвало много споров в военной среде, особенно среди представителей сил специального назначения, так как многие не понимали, какие функции будут возложены на новые подразделения.
До последнего времени силы специального назначения за рубежом как раз тратили массу своего времени именно на инструктаж и обучение местных силовых структур, понимание ситуации на местах, погружение в реалии и налаживание неформального общения, а не только на хирургические удары и операции. Многие опасаются, что новые SFAB будут либо дублировать некоторые функции спецназа, либо попросту заменят его.
Более того, уже ясно, что обучение новых военных советников будет проходить с привлечением все тех же сил специального назначения, которые уже работают в своих регионах. Это станет для них дополнительной нагрузкой.
Также вызывает большой вопрос, смогут ли в столь кратчайшие сроки обучить 500 человек для роли военных советников. Как показывает практика, обучить грамотного спецназовца для таких задач занимает годы, а не недели. Дискуссии о роли и эффективности SFAB не утихают по сей день.
Тем не менее, различия будут, так как SFAB призваны создавать не просто отдельные местные боеспособные подразделения, но и косвенно работать над возникновением всей военной структуры и системы у своих партнеров. Армейские подразделения будут работать с армией партнера. Спецназ же не призван создавать целые иностранные армии. В лучшем случае, как это происходит сейчас в Ираке и Афганистане, он может эффективно обучать себе подобные элитные подразделения.
К 2022-2024 году ожидается окончательное завершение формирования 5-6 бригад, готовых вылететь в ту страну, куда их пошлет Пентагон.