Asharq Al-Awsat: По следам Кадырова. Россия предлагает «модель Грозного» для восстановления Сирии
Россия спешит включить в повестку дня международных переговоров вопрос о восстановлении сирийской инфраструктуры, рассматривая его в качестве источника влияния в будущем. Согласно международным экспертам, ущерб от войны в Сирии за шесть лет составляет 327 миллиардов долларов. Тем временем западные страны стремятся извлечь выгоду из политического решения, которое основывается на резолюции ООН 2254.
Согласно экспертам Экономической и социальной комиссии для Западной Азии (ЭСКЗА), размер ущерба в результате войны в Сирии с 2011 года составил 327,5 миллиардов долларов, из них 227 миллиардов — потери сирийской экономики, а 100 миллиардов — материальный ущерб, пишет Asharq Al-Awsat.
Согласно отчету, подготовленному ЭСКЗА, наибольший удар был нанесен жилищному сектору, который оказался разрушенным на 30%, что эквивалентно 30 миллиардам долларов. Размер ущерба в сфере услуг (электроэнергия и вода) и горнодобывающей отрасли составляет 9%, в сельскохозяйственном секторе показатель близок к 7%. При этом статистические данные не включают разрушения в городах провинции Ракка, в которых проводятся военные операции «Демократических сил Сирии» при поддержке Соединенных Штатов. Цель этих операций — освободить территории от «Исламского государства» (организация признана террористической и запрещена в РФ — прим. ред.). Не учитывают они и ущерб в результате операций в Дейр-эз-Зоре, где правительственные войска и «Хезболла» при поддержке России также вытесняют террористов. По сообщению одного дипломатического источника, Вашингтон призвал международную коалицию выделить около 3 миллиардов долларов для стабилизации ситуации в районах, освобожденных от боевиков «Исламского государства», которое потеряло контроль над 80% территории в Ираке и двумя третями территории на востоке Сирии. Источник указал на необходимость выделения 180 миллионов долларов помощи и 150 миллионов на стабилизацию ситуации в освобожденной Ракке и ее окрестностях, откуда уехали около 324 тысяч сирийцев. В свою очередь Москва объявила, что площадь территории, подконтрольной «Исламскому государству» в Сирии сократилась до 15%. Ранее организация контролировала 40% сирийской территории, то есть 185 тысяч квадратных километров.
В конце прошлого года министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон и его американский коллега Джон Керри предупредили, что Россия превращает Алеппо в сирийский Грозный, имея в виду столицу Чечни, которую Организация Объединенных Наций в 2003 году назвала городом, подвергшимся серьезным разрушениям в результате штурма российских вооруженных сил.
Реакция Москвы на предупреждения Вашингтона и Лондона была впечатляющей: «Сегодня Грозный — мирный, современный и процветающий город. Разве это не то решение, которое мы все ищем?» — пишет российское посольство в Вашингтоне в Twitter, отвечая на вопросы Джонсона и Керри. Впервые чеченский опыт был использован в Сирии, когда в страну отправили тысячу чеченцев в составе военной полиции, в обязанности которой входит контроль за соблюдением соглашения в четырех зонах деэскалации и обеспечение безопасности в Алеппо после восстановления контроля над восточными районами.
Кроме этого президент Чечни Рамзан Кадыров выступил с привлекательным предложением о реконструкции мечети Омейядов в Алеппо. «Он (Кадыров) был очень настойчив, и поскольку мы исповедуем одну религию, мы согласились», — сказал муфтий провинции Махмуд Акам журналистам, которые приняли участие в туре, организованном российской армией в Алеппо.
Все это стало частью усилий России, направленных на то, чтобы включить вопрос о восстановлении Сирии в повестку дня на переговорах с ведущими мировыми и региональными державами. Министр обороны России Сергей Шойгу направил письмо специальному представителю генерального секретаря ООН по Сирии Стеффану де Мистуре, в котором призвал его направить помощь в Сирию и внести вклад в «гуманитарное восстановление».
Министерство обороны также объявило, что Москва планирует направить в Сирию 4 тысяч тонн строительных материалов для восстановления инфраструктуры в освобожденных районах. «В настоящее время российская военная администрация осуществляет перевозку строительных материалов и оборудования по железной дороге в порт Новороссийск, откуда по морю их доставят в Сирию», — заявило министерство. Более 40 единиц тяжелого строительного оборудования, включая бульдозеры, экскаваторы и краны, а также 2 тысячи тонн металлических труб и других материалов будут отправлены в Сирию для восстановления водоснабжения, подачи электроэнергии и связи. Так же будут предоставлены строительные материалы для восстановления больниц, школ и других общественных учреждений.
Примечательно, что во всех соглашениях по созданию зон деэскалации имеется пункт, посвященный восстановлению и разрешающий ввоз помощи и строительных материалов в районы, подконтрольные оппозиции. Также Москва разработала план по контролю за главной транспортной артерией в Сирии. Россия оказала воздушную и наземную поддержку сирийской армии и «Хезболле», чтобы те смогли установить контроль над трассой Дамаск-Дейр-эз-Зор. Кроме этого она открыла дорогу Дамаск-Хомс-Хама в соответствии с соглашением о перемирии в окрестностях Хомса. В соглашение о зоне деэскалации в Идлибе был также внесен пункт, касающийся открытия дороги Латакия-Идлиб-Алеппо. Вдобавок ко всему министр иностранных дел России Сергей Лавров попросить иорданские власти открыть контрольно-пропускной пункт «Насиб» на сирийско-иорданской границе и ввести в эксплуатацию дорогу Дераа-Дамаск-Бейрут.
Однако Амман и отряды "Сирийской свободной армии" все еще ждут, когда Дамаск выполнит свои обязательства, включая обещания о перемирии в южных районах страны. Это касается обязательств прекратить обстрелы и вывести «несирийские» силы, то есть отряды иранской милиции с территории, граничащей с Иорданией, согласиться с существованием местных советов оппозиции, допустить ввоз гуманитарной помощи и получение средств в размере 150 миллионов долларов в год, контроль над использованием которых будет осуществляться совместно.
Россия запустила дипломатическую кампанию в Организации Объединенных Наций, чтобы включить в повестку дня вопрос о восстановлении Сирии и тем самым извлечь выгоду из «дипломатического вакуума» на ежегодной конференции Генеральной Ассамблеи ООН. Москва также начала сотрудничать с Ливаном, что продемонстрировал визит премьер-министра страны Саада Харири в Россию. «В настоящее время приоритетом является развитие инфраструктуры и железных дорог, создание экономической зоны в Триполи, а также строительство скоростной трассы, связывающую страну с Сирией, чтобы Ливан имел возможность стать транзитной станцией для крупных компаний, которые намерены работать в Сирии после окончательного урегулирования — сказал Харири Russia Today.
Тегеран со своей стороны стремится сохранить свою роль в процессе востсановления, подписав с Дамаском соглашение о поставках газа в город Алеппо для обеспечения его электроэнергией. По сообщению агентства САНА, обе стороны подписали меморандум о взаимопонимании в ходе визита сирийского министра энергетики Мохаммада Зухэйра Харбутли в Тегеран.Он подразумевает строительство электростанции мощностью 540 МВт в прибрежной провинции Латакия. Агентство добавило, что соглашения также включают работу по восстановлению и активации главного центра управления сирийской электрической системой в Дамаске.
В соглашениях также предусматривается восстановление электростанции мощностью 90 МВт в Дейр-эз-Зоре. «Правительство ускоренно работает над тем, чтобы восстановить электрическую систему, и иранские компании примут участие в восстановлении Сирии», — заявил Харбутли. Иран также заинтересован в расширении сотрудничества по строительству водопроводных и канализационных сооружений в Сирии, как сообщалось на сайте министра энергетики Ирана Саттар Махмуди. Иранские компании уже участвуют в ряде проектов по производству электроэнергии в Сирии. Иран стремится экспортировать электроэнергию и создать крупнейшую электрическую сеть путем подключения национальной сети в Иране к двум сетям в Ираке и Ливане. В январе иранское правительство и организации, близкие к Корпусу стражей исламской революции, подписали меморандумы соглашений, касающихся эксплуатации сети мобильной связи, приобретения фосфата, строительства морского порта, промышленных зон и реализации различных сельскохозяйственных проектов.
Информированный источник сообщил Asharq Al-Awsat, что работа по реализации соглашений идет медленно. «Россия начала инвестировать в строительство шахты для добычи фосфатов вблизи иранских шахт в районе Пальмиры, в то время как иранцы еще не начали работу», — сказал источник. Россия также помешала Ирану завладеть нефтяными месторождениями у моря, поскольку они находятся недалеко от базы Хмеймим и порта Тартус.
Иран хочет установить контроль над сферой мобильной связи в Сирии. Он поддерживает около 70 тысяч несирийских боевиков, которые борются на стороне режима, обеспечивая их боеприпасами и оружием. Кроме того, Тегеран предоставил Дамаску кредиты на сумму 6,6 миллиарда долларов, один миллиард из которых был предоставлен в начале года. Половина этой суммы была потрачена на финансирование экспорта сырой нефти и ее производных.
Дамаск также содействует этому процессу, организовывая в сирийской столице ряд конференций и выставок для содействия процессу восстановления. Сирийское министерство иностранных дел объявило два дня назад, что приветствует инициативы стран и организаций, которые не участвовали в атаках (поддержке оппозиции) на Сирию, и тех, кто настроен на борьбу с терроризмом, в восстановление страны.
Российские призывы к содействию процессу восстановления в Сирии поставили европейские страны в трудное положение. За семь лет они предоставили Сирии помощь в размере 12 миллиардов долларов, а сегодня заняли позицию, отличающуюся от взглядов тех, кто с энтузиазмом отнесся к возможности участвовать в восстановлении, отвергнув «шантаж» со стороны России.
— Помощь будет предоставлена Сирии только тогда, когда начнется реальный всеобъемлющий переходный процесс», — написал представитель Великобритании по Сирии Гарет Бэйли в своем аккаунте в Twitter. Европейский союз в апреле прошлого года поделился своим видением будущего Сирии, заявив, что готов помочь восстановлению Сирии только в том случае, если на основе резолюции 2254 и Женевской декларации начнется всеобъемлющий, подлинный политический переход. «Возможны пересмотр существующих ограничительных мер (санкции, введенные в 2011 году), активизация сотрудничества с переходными органами власти и предоставление средств для поддержки послевоенного восстановления и реконструкции, — подчеркнул британский дипломат. В то же время он добавил: «Те, кто подпитывает конфликт, также должны нести особую ответственность за то, что касается расходов на реконструкцию».
Это видение нашло выражение в документе, подготовленном министром иностранных дел Европы Федерикой Могерини: «Реконструкция Сирии связана с началом политического перехода, поскольку маловероятно, что какие-либо частные инвесторы или международные учреждения окажут помощь до начала этого периода». Она добавила: «Реконструкция по модели «снизу-вверх» будет иметь важное значение для успеха инициативы и поможет избежать коррупции и неэффективности. Европейский союз будет готов внести свой вклад как в быструю стабилизацию ситуации в период после конфликта, так и в последующее восстановление Сирии в поддержку работы сирийских учреждений».